Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - серафим глаголевский

Серафим глаголевский

(в миру Стефан Васильевич) — митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры (1757—1843 гг.); по архивным данным, рождение его относится к 1757 г. Он был сын "действительного" дьячка Козьмодемьянской церкви в г. Калуге, принадлежавшей тогда к московской епархии. Первоначальное образование получил в калужском духовном уездном училище, затем продолжал его в Троицкой лаврской семинарии и в филологической семинарии Ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем; окончил образование в Московской духовной академии и Московском университете. На март 1785 г. падает начало педагогической деятельности его, как учителя латинского языка, истории и риторики в Троицкой семинарии. В 1787 г. он был уже учителем риторики в Московской духовной академии, а 2-го декабря 1787 г. постригся в монашество с именем Серафима и назначен в академию катехизатором. С пострижением в монашество, о. С. быстро пошел по лестнице иерархических степеней. 21 августа 1790 г. он назначен префектом и преподавателем философии в академии, в 1791 г. — цензором печатаемых книг; 12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом московской духовной консистории; в том же 1795 г. вызван в С.-Петербург для исполнения чреды священно служения и сказывания проповедей; с 1798 г. преподавал в Московской академии богословие, перемещен в Московский Заиконоспасский монастырь и в 1799 г. назначен ректором Московской духовной академии. 26 ноября 1799 г. был назначен и 25 декабря хиротонисан в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, и был присутствующим в Московской синодальной конторе. Самостоятельное служение его в сане епископа началось с 1804 г., 29 января, когда он был назначен епископом вятским и слободским, а 7 июля 1805 г. — епископом смоленским и дорогобужским. Деятельность его по смоленской епархии выразилась в усиленных заботах о поднятии дела проповедничества, в строгом наблюдении за жизнью монашествующих, за преподаванием и образом жизни учащих и учащихся в духовно-учебных заведениях (даны были новые инструкции), за правильным расходованием сумм и проч. Его стараниями устроен в Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм; чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою, а для будущих украшений иконы он оставил, за собственною печатью, ящик с жемчугом. 7 февраля 1812 г. С. был назначен в Минск, с возведением в сан архиепископа. 13 марта прибыл он на новое место служения, а летом того же года, при нашествии французов, должен был покинуть Минск и искал убежища на прежнем месте своего служения в Смоленске; но когда и Смоленск был занят Наполеоном, С. был вызван в С.-Петербург. С 1 января 1813 г. он был присутствующим в Св. Синоде, с 23 апреля 1814 г. — временным членом Комиссии духовных училищ, а 30 апреля 1814 г. был назначен архиепископом в Тверь и постоянным членом Св. Синода и Комиссии духовных училищ; в то же время был избран в в вице-президенты Библейского общества, состоял членом комитета по переводу Евангелий на русский язык и исполнял много возлагаемых на него поручений. 15 марта 1819 г. С. назначен митрополитом в Москву: там он производил строгие экзамены ставленникам, требовал приличия и скромности в одежде от лиц духовного звания и их жен, сделал распоряжение о содержании подсудимых духовного звания в монастырях (а не в тюрьмах), завел в Москве типографию для печатания богослужебных книг в единоверческие церкви и проч. 19 июня 1821 года получил в управление Новгородскую и С.-Петербургскую епархии и 22 с лишком года правил ими. В самом начале он должен был вступить в борьбу с чуждыми православной церкви стремлениями — мистицизмом и масонством. В новом положении первенствующего иерарха русской церкви митрополит С. чувствовал себя неспокойно; он понимал великость лежащей на нем ответственности, но не имел ни сил, ни пособников остановить поток разливающегося зла. Против него стоял могущественный в то время князь Голицын, с которым борьба была неравная. Но обстоятельства незаметно слагались так, что создали и на стороне митрополита силу, (граф Аракчеев, архим. Фотий и др.), которая поколебала авторитет и значение князя Голицына. В борьбе с мистическими обществами митрополит С. держался охранительного направления. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом он показал несочувствие делу; по выслушании же отчета, заметил: "так могут рассуждать только люди, не понимающие православия". Появившаяся затем вскоре в русском переводе книга католического пастора Госснера "Дух жизни и учения Иисуса Христа" дала повод митрополиту явиться к государю и выяснить ему угрожающую опасность церкви от распространения подобных книг и от "колеблющего православную церковь" управления князя Голицына. За этим докладом последовало увольнение князя Голицына от должности министра народного просвещения и от звания председателя российского Библейского общества и члена Комиссии духовных училищ. Председателем Библейского общества в мае 1824 г. был назначен митрополит и в декабре того же года он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия. Для рассмотрения мистических книг митрополит учредил из духовных лиц комитет, который и разделил книги мистические на два разряда: на книги вредные и книги непротивные духу православной церкви; первые сожжены, а последние хранятся в Св. Синоде. Из жизни С. заслуживает внимания и тот подвиг гражданского мужества, проявленный им во время смуты 14 декабря 1825 г., когда он в облачении и с крестом на голове вразумлял на площади мятежников, терпел издевательства над собою и своим саном, слышал угрозы смертью и видел над своею главою скрещенные шпаги и штыки.

Управляя двумя обширнейшими епархиями, С. много заботился об устройстве храмов монастырей и духовно-учебных заведений. При нем в Петербурге и окрестностях устроено много домовых церквей, а в Новгородской епархии увеличены штаты монастырей, выхлопотаны им пособия от казны и введен в некоторые общежительный устав; отремонтирован заново Новгородский Софийский собор; более чем удвоен свечной доход по епархии, за что выражена митрополиту особая благодарность от Комиссии духовных училищ. При нем же из Новгородской и С.-Петербургской епархий в 1828 г. выделена особая Олонецкая епархия. Нельзя не упомянуть и о больших денежных пожертвованиях, сделанных митрополитом С. на церкви, монастыри и семинарии разных епархий, как-то: Минской, Новгородской, С.-Петербургской, Калужской и др. К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех сферах своей деятельности имел помощников. В последние пять лет своей жизни он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен и только в самых крайних случаях его выводили под руки с большим зеленым козырьком на совершенно почти закрытых, выцветших, болезненных глазах. Митрополит С. за долголетнюю службу был осыпан монаршими милостями: имел ордена св. Андрея Первозванного и Владимира 1-й ст. и посох украшенный алмазами. Смерть его последовала 17 января 1843 г., в 9 часов утра, на 85-м году от рождения. Из литературных трудов его известны: "Исследование доказательств бытия Божия", М., 1789 г.; "Слова и речи на разные случаи"; "Пастырское увещание по случаю холеры", СПб., 1831 г.; он же принимал большое участие в переводе евангелия и псалтыри на русский язык.

Историко-статистическое описание СПб. епархии, т. VIII. — Чистович, "Руковод. деятели дух. просвещения". — Русская старина, 1875 г., т. XIV. — Дела Архива Св. Синода: 1787 г. № 198; 1794 г. № 104; 1795 г. № 94; 1798 г. № 235; 1799 г. № 213; 1811 г. №№ 989 и 1018; 1812 г. №№ 635 и 824; 1819 г. №№ 218 и 273; 1821 г. №№ 184 и 700; 1822 г. №№ 154, 274, 459, 517, 613, 705 и 1263; 1823 г. №№ 327, 415, 268, 517, 807, 1009 и 1143; 1824 г. № 677; 1825 г. №№ 287, 427 и 762; 1826 г. №№ 497, 633, 648 и 952; 1827 г. №№ 87, 192 и 1000; 1828 г. №№ 1378 и 1580; 1829 г. №№ 316, 318, 804; 1830 г. №№ 966, 148, 164, 193, 316, 468 и 589; 1832 г. №№ 1136, 1137 и 1357; 1834 г. №№ 1181 и 1238; 1835 г. № 626; 1836 г. № 751; 1839 г. №№ 259, 658 и 2407; 1843 г. №№ 125 и 2387.

К. Здравомыслов.

{Половцов}



Серафим Глаголевский

(в миру Стефан Васильевич; 1763—1843) — митрополит СПб., сын дьячка; учился в Славяно-греко-латинской академии, слушал лекции в Московском университете и занимался в филологической семинарии Новиковского "Дружеского общества". Приняв монашество, был назначен префектом и преподавателем философии в академии; был викарием Московской епархии, епископом Вятским и Смоленским, архиепископом Минским и Тверским, митрополитом Московским. В 1821 г. переведен митрополитом в СПб. Здесь на долю С. выпала роль вождя в борьбе церкви с мистицизмом и библейскими обществами, пользовавшимися покровительством кн. А. Н. Голицына и самого императора Александра. Искусный и деятельный церковный администратор, он оказался не на высоте своего нового призвания. Его отрицательное отношение к самому принципу перевода Библии на русский язык выразилось в особенности в борьбе его против Г. П. Павского (см.), перевод которого, неверно и неточно записанный студентами, смущал умы. В печати есть его "Слова", сказанные при вступлении на СПб. митрополию (1821), приветственные речи имп. Александру I в Москве (1820) и в Библейском обществе (1821), императору Николаю I по совершении коронования (1826). В рукописях имеются составленное им опровержение книги Гюйон "О младенчестве Иисуса" и письма к государю, предупреждающие относительно опасностей от мистицизма того времени. Ср. "Историко-статист. сведения о СПб. епархии" (т. 8, СПб., 1884); "История московского епархиального управления" Н. И. Розанова (1871); "История Троицкой лаврской семинарии" Смирнова (1867).

Н. Б—в.

{Брокгауз}



Серафим Глаголевский

(Стефан Васильевич) — митрополит Новгородский, Санкт — Петербургский, Эстляндский и Финляндский.

Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого "Дружеского общества", основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.

С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии.

В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором.

2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре.

С 21 августа 1790 года — префект Московской Славяно-греко-латинской академии.

С 1791 года — цензор печатных книг.

12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном.

29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским.

7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским.

7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода.

С 30 августа 1814 года — архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ.

С 15 марта 1819 года — митрополит Московский и Коломенский.

С 19 июня 1821 года — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры.

Скончался 17 января 1843 года.

Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

Митрополит Серафим был энергичным человеком с консервативными взглядами. Он был против Библейского общества, против перевода Священного Писания на русский язык и против тех мистических элементов, которые министр духовных дел, князь А. Н. Голицын, хотел внести в жизнь Церкви. Митрополиту Серафиму удалось убедить царя во вредоносности политики, проводившейся Голицыным. Он указывал на то, что Голицын как министр народного просвещения допускал печатание книг, противоречивших учению Православной Церкви. 15 мая 1824 года князь Голицын был смещен с поста министра народного просвещения, министра духовных дел и президента Библейского общества.

Митрополит Серафим боролся с масонскими и мистическими идеями. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочувствие делу и после отчета заметил: "Так могут рассуждать только люди, не понимающие Православия". В мае 1824 года, после смещения князя А. Н. Голицына, митрополит Серафим был избран председателем Библейского общества, а в декабре того же года, под сильным давлением нового министра народного просвещения адмирала А. С. Шишкова и графа А. А. Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено 12 апреля 1826 года.

Во время восстания декабристов 1825 года митрополит Серафим не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их.

Много заботы проявил святитель по устройству храмов, монастырей и духовно-учебных заведений. Стараниями митрополита Серафима выстроен в городе Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм, а чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою.

Он сделал большие денежные пожертвования на храмы, монастыри и духовные семинарии разных епархий.

К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех делах имел помощников. В последние пять лет он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен. В самых крайних случаях его выводили под руки.

Известен как духовный писатель.

В то же время человек он был довольно своеобразный. Одевался обычно в три зипуна или полукафтанья, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых митрополит очень любил.

Эпизод из жизни митрополита Серафима.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое серафим глаголевский
Значение слова серафим глаголевский
Что означает серафим глаголевский
Толкование слова серафим глаголевский
Определение термина серафим глаголевский
serafim glagolevskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):