Энциклопедия Москвы - репин илья ефимович
Связанные словари
Репин илья ефимович
(1844, Чугуев, ныне Харьковской области, Украина, — 1930, Куоккала, ныне Репино Ленинградской области), живописец, график. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского) и в Академии художеств (1864 — 1871) в Петербурге. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). В 1871—72 для концертного зала московского ресторана «Славянский базар» выполнил монументальное полотно — мемориальный групповой портрет «Славянские композиторы» (начат в Петербурге, окончен в Москве, ныне в Московской консерватории). В 1877—82 в Москве (жил сначала в Тёплом переулке, с 1879 — в Большом Трубном переулке, 9, где в семье Репина жил и брал уроки юный В.А. Серов; мемориальная доска). Репин, друживший с В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.И. Суриковым, тесно сблизился с художественным кружком С.И. Мамонтова, неоднократно бывал в Абрамцеве, писал портреты и пейзажи; исполнял роли в любительских спектаклях, поставленных в особняке Мамонтова на Садовой-Спасской (в трагедии А.Н. Майкова «Два мира», 1878, пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», 1882). В 1882 Репин устраивал в своём доме рисовальные вечера, в которых участвовали Поленов, Васнецов, Суриков, И.С. Остроухов и др. В 1880 познакомился с Л.Н. Толстым, в 1881 регулярно бывал в его доме в Малом Лёвшинском переулке, в 1882 исполнил иллюстрации к его рассказу «Чем люди живы», создал серию рисунков, запечатлевших участие Толстого во Всероссийской переписи населения 1882 в Москве. В произведении на исторический сюжет «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году» (1879, ГТГ), для которого делалось множество подготовительных рисунков в Оружейной палате, Теремном дворце, Историческом музее, в «Доме бояр Романовых» на Варварке, Репин, достоверно и художественно-цельно воссоздав бытовую среду, сосредоточил внимание на психологическом решении образа главной героини. Драматические эпизоды национального прошлого, связанные с господством деспотических натур, начинают волновать Репина в 1882, когда под впечатлением музыки Н.А. Римского-Корсакова он ищет «выход наболевшему трагизму в истории» и создаёт первый карандашный набросок картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1884—85, ГТГ). В Москве художник интенсивно работал над картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83) и над этюдами к ней («Горбун», 1881, обе — в ГТГ), разрабатывал замысел и создал красочный эскиз картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (начат в 1880, ГТГ), написал психологически выразительные портреты («А.И. Дельвиг», 1882, ГТГ), во многих из которых запечатлел облик москвичей — выдающихся деятелей науки и культуры: В.Д. Поленова (1877), И.Е. Забелина (1877), И.С. Аксакова (1878), А.Ф. Писемского (1880), Н.И. Пирогова (1881), исполнил камерные по настроению, пронизанные тёплым лирическим чувством жанровые портреты («Надя Репина», 1881, Саратовский художественный музей; «Отдых», 1882, ГТГ). Начал работать в Москве над темой революционного движения («Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, обе — в ГТГ). В 1958 в Москве открыт памятник Репину (скульптор М.Г. Манизер, архитектор И.Е. Рожин) на Болотной площади (в 1962—93 площадь Репина).
Литература: Москвинов В., Репин в Москве, М., 1955; Иванов С., Москва в жизни и творчестве И.Е. Репина, М., 1960; Грабарь И.Э., Репин, т. 1—2, М., 1963—64; Новое о Репине, Л., 1969; Лясковская О.А., И.Е. Репин, 3 изд., М., 1982; Стернин Г.Ю., И.Е. Репин. Альбом, Л., 1985; Федоров-Давыдов А.А., И.Е. Репин, 2 изд., М., 1989.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992