Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - бенуа а. н.

Бенуа а. н.

Александр Николаевич (21 IV (3 V) 1870, Петербург 9 II 1960, Париж) рус. живописец, график, театр. художник, историк иск-в, художеств. и муз. критик, режиссёр. Род. в семье арх. Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. С детских лет увлекался музыкой, оказавшей глубокое влияние на его иск-во живописца, был хорошим пианистом. В 1900 выступил впервые как театр. художник (опера "Месть амура" А. С. Танеева, Эрмитажный т-р, Петербург). Автор сценария балета "Павильон Армиды" Черепнина (1907) и либр. балета "Петрушка" (1911). С 1908 работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (создал декорации к спектаклям: "Борис Годунов", 1908; "Петрушка", 1911, и "Соловей", 1914, Стравинского). С 1918 зав. картинной галереей Эрмитажа. С 1919 чл. директории Академич. т-ра оперы и балета в Петрограде (быв. Мариинский т-р), его постоянный художник. Как режиссёр пост. здесь оперу "Пиковая дама" (1921). С 1926 жил и работал в Париже. Среди работ Б. этого периода декорации к спектаклям "Золотой петушок" (1927, т-р "Гранд-Опера", Париж), "Евгений Онегин" (1938, т-р "Ла Скала", Милан) и др.

Идеолог и один из осн. организаторов и теоретиков творч. объединения художников "Мир искусства", Б. был тонким ценителем музыки, знатоком театр. дела. Выступал также как муз. критик в журн. "Мир искусства" (1899-1900), "Московский еженедельник" (1908-10), "Музыка" (1911), в газ. "Слово" (1907-08), "Речь" (1911-17). Большую часть статей посвящал совр. ему оперному и балетному т-ру. В центре его муз. интересов творчество М. И. Глинки, композиторов "Могучей кучки" (особенно М. П. Мусоргского), отчасти Р. Вагнера. Его любимый композитор П. И. Чайковский. Как муз. критик отстаивал традиции реализма, резко осуждал руководство имп. т-ров, прежде всего Мариинского т-ра, остро полемизировал по вопросам репертуара, высмеивал безвкусицу казённых постановок, псевдоисторичность и стилизацию театрально-живописного оформления. Вместе с тем он выступал против самодовлеющего значения театр. живописи, пренебрежения др. компонентами муз. спектакля. Б. высоко оценил новаторскую деятельность Театра музыкальной драмы, хотя во многом критически относился к его дирижёру и муз. руководителю М. А. Бихтеру. В ярких статьях, посв. т.н. "Русским сезонам за границей" Дягилева (1907, 1908, 1911), проходившим в Париже, Б. подчёркивал мировое значение русской музыки и музыкального т-ра.

Сочинения: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-3, Нью-Йорк, 1955; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64; Александр Бенуа размышляет, (Статьи и письма. 1917-1960 гг.), М., 1968.

Литература: Эткинд М., Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960, Л.-М., 1965; Бернандт Г., Александр Бенуа и музыка, М., 1969.

М. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бенуа а. н.
Значение слова бенуа а. н.
Что означает бенуа а. н.
Толкование слова бенуа а. н.
Определение термина бенуа а. н.
benua a. n. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины