Музыкальная энциклопедия - берд т.
Связанные словари
Берд т.
Учился композиции у Б. Войтовича и К. Сикорского, игре на фп. у Витуского; композицию изучал под руководством П. Рытеля и П. Перковского в консерватории (1947-51), музыкознание у З. Лиссы в ун-те в Варшаве (1948-50). В 1949 основал совм. с К. Сероцким и Я. Кренцем творч. содружество "Группа-49", ставившее целью внедрение и разработку новых приёмов муз. письма. Б. один из видных представителей польск. авангардизма. В ранних сочинениях (симфонии, концерты и др.) Б. близок к неоклассицизму. Позднее (ок. 1950) проявляет тенденцию к архаизации муз. языка. С 1956 переходит к свободной серийной технике, стремясь сочетать её с мелодич. разнообразием и лирич. выразительностью. В произв. 1960-х гг., отличающихся изысканностью орк. письма, близок к сонористич. течению. Гос. пр. ПНР (1951, 1964).
Сочинения: опера Завтра (Jutro, Варшава, фестиваль Варшавская осень, 1966), для орк. 2 симфонии (1950, 1952), симфониетта (1949), концерт (1953), Кассация (Cassazione per orchestra, 1956), Увертюра в старинном стиле (Uwertura w dawnym stylu, 1950); для камерного opк. Кола Брюньон (сюита для струн. орк. и флейты, 1952), Вариации без темы (Wariacje bez tematu, 1913), 4 диалога для гобоя и камерного орк. (1964), каприччо для орк. 30 солистов (1967); для голоса с орк. Избранное (Egzorta, для чтеца, хора и симф. орк., на др.-евр. тексты, 1960), Эротики (Erotica, 6 пьес, 1961), песни для меццо-сопрано и симф. орк. (1967), камерн. соч. струн. квартет (1957) и др., Песни труверов (для альта, 2 флейт и влч., 1963), песни на сл. А. Мицкевича, Я. Чеховича и др.; музыка для т-ра, кино и радио.Литература: Zielinski T. A., Zbоrski A., Tadeusz Baird, Кr., 1966, 20 lat kultury muzycznej Polski Ludowej. Praca sbirowa, red. Е. Dziebowska, Kr., 1967.З. Лисса.