Античная философия - феодор асинский
Феодор асинский
В противовес предпринятой Ямвлихом модернизации неоплатонического учения Ф. во многом возвращается к более ранней платонической традиции, продолжая развивать взгляды Нумения Апамейского, Порфирия и Амелия. В частности, он единственный из поздних неоплатоников разделял представление Плотина о том, что человеческая душа нисходит в чувственный мир не полностью, но некая ее часть навсегда остается в умопостигаемом (Procl. In Tim. Ill, 333, 28 sq.). Метафизическая система Φ. насчитывает 5 уровней сверхчувственной реальности: вслед за первоначалом, которое Ф., подобно Ямвлиху считает неизреченным и обозначает просто как «Первое», следует сфера умопостигаемого, затем мыслящего, затем демиургического и, наконец, душевного сущего. Каждую из этих сфер Ф. в свою очередь, делит на три уровня, получая умопостигаемую, мыслящую, демиургическую и душевную триады. Первую из этих триад он называет «Единым», соотнося каждый из ее членов с одним из трех звуков, входящих в состав греческого ev густым придыханием, гласным «е» и согласным «ν» при этом густое придыхание Ф. рассматривает как первое выражение того молчаливого вздоха (άσθμα άρρητον), в котором скрывается невыразимое первоначало (Procl. In Tim. II, 274, 16-23). Вторая триада включает в себя: «бытие до сущего», «мышление до ума» и «жизнь до живого»; три члена третьей «сущностный ум», «мыслящее бытие» и «источник душ» соответствуют трем мировым Демиургам (учение, впоследствии отвергнутое и раскритикованное Проклом: Procl. In Tim. I, 309, 14); четвертая триада делится на душу саму по себе, всеобщую душу и душу мира. Последняя уже непосредственно связана с материальным космосом, наделяя жизнью все входящие в его состав тела, но ее первым или эфирным телом (όχημα) выступает природа (Procl. In Tim. Ill, 265, 16). Человеческие души обладают той же сущностью, что и мировая, в своей высшей части они продолжают сохранять связь с божественным Умом и отражают в себе каждая все его содержание. По свидетельству Немесия Эмесского, Ф. признавал наличие разума даже у животных и верил в метемпсихоз (De nat. horn. 2, 593 Einarson).
Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Ф. относят к Сирийской школе неоплатонизма.
Соч.: Theodoros von As ine. Sammlung der Testimonien und Kommentar von W. Deuse Wiesb., 1973.
Лит.: PraechterK. Theodoros von Asine, RE, Reihe 5/2, 1934, S. 1833-1838; Gersh S. The Linguistic Doctrine of Theodorus of Asine and its Background in Philosophy and Magic, -Idem. From Iamblichus to Eriugena, Leiden, 1978, p. 289-305; ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М., 1988, с. 302-318.
С. В. МЕСЯЦ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008