Энциклопедия Кольера - фрагонар жан оноре
Фрагонар жан оноре
(1732-1806), французский живописец и график. Родился в Грасе (Прованс) в 1732. Учился живописи в Париже у Шардена и Буше, а в 1755 отправился в Рим изучать монументально-декоративную живопись. В 1759 Фрагонар познакомился с Юбером Робером, вместе с которым зарисовывал живописные виды в окрестностях Рима и в самом городе, а в 1761 побывал в Неаполе, Болонье и Венеции. Фрагонар вернулся в Париж в 1761; в 1765 представил на конкурс на право вступления в Королевскую академию картину Корес и Каллироя (Лувр). Она была сразу же приобретена для королевской мануфактуры гобеленов, и комиссия потребовала, чтобы Фрагонар написал еще одну. В дальнейшем художник получал множество заказов от частных лиц и писал картины на фривольные сюжеты.
Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета.
Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше, и резкие пламенные красные тона. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство.В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной "реакции" Венеры и Амура статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, чувствуется легкая насмешка. Подобные картины принадлежат к числу наиболее популярных произведений Фрагонара; однако его творчество гораздо более разнообразно, чем это может показаться на первый взгляд.
Склонность к декоративности, тонкое чувство света и цвета, умелая передача движения, а также высочайшее мастерство исполнения всегда остаются характерными чертами его произведений, в каком бы жанре он ни работал. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Возможно, не без влияния последнего художник выполнил цикл больших декоративных панно Четыре мировые религии.
В рисунках Фрагонара к роману Сервантеса Дон Кихот и Басням Лафонтена, созданных во время Великой французской революции или незадолго до нее, присутствует тот же критический дух. Последние годы жизни художник провел в безвестности и нищете. Умер Фрагонар в Париже в 1806.ЛИТЕРАТУРА
Лившиц Н.А. Жан-Оноре Фрагонар. М., 1970 Апчинская Н.В. Фрагонар [[Альбом]]. М., 1982 .