(Lacordaire, 1802—1861) -— известный французский проповедник,
член французской
академии. Сначала был адвокатом, считался вольтерьянцем, но в 1824
г. занялся изучением богословия, принял духовное
звание и выступил горячим защитником христианства вообще, в котором находил единственно правильное учение о нормах общественного быта, и в частности католичества, в котором усматривал единственную форму христианства, способную осуществить его идеалы. Согласно с Ламенне, с которым он сблизился,
Л. думал, что можно быть искренним католиком и в то же время сторонником политической свободы. В журнале Ламенне: "l'Avenir" он горячо отстаивал независимость церкви от правительства и после июльской революции основал вместе с Монталамбером, без разрешения государства, свободную коллегию;
коллегия была закрыта по распоряжению гражданских властей, а в 1832 г. запрещен папой
журнал "L'Avenir". Подчинясь решению папы, Л. вступил в состав причта церкви Notre Dame de Paris и с церковной кафедры стал защищать чисто ультрамонтанское учение в области богословия. Чтобы убедить высшее
духовенство в своем отказе от прежних
идей, Л. написал против Ламенне "Considйrations sur le syst è me philosophique de M. Lamennais" (1834). В 1839 г. он напечатал "M émoire pour le rétablissement en France de l'erdre
des frères prê cheurs", и вскоре вступил в
орден доминиканцев. Написанная им "Vie de Saint-Dominique" (1840) легендарна и чужда всякой критики. В 1841 г. Л. возвратился из Италии в
Париж и снова с блестящим успехом проповедывал
перед массами слушателей. В 1848 г. он опять сделался журналистом, издавал "Ere nouvelle" и был избран в члены учредительного
собрания, но скоро сложил с себя депутатские полномочия. С 1853 г. предался исключительно заботам об основанной им
коллегии Sorr è ze. Л. написал еще: "Lettres à un jeune homme sur la vie chrétienne" (1858), "Liberté de l'Eglise et de l'Italie", 73 проповеди и много надгробных слов. Сочинения Л. изданы в 1866 г. — собрание его проповедей, в 1886—88 гг. Оригинальную черту в проповедях Л. составляет
постоянное усилие скомбинировать католическую церковную доктрину, в ее ортодоксальном ультрамонтанском виде, с учением о политической свободе и правах народа. Не менее свойственно было ему стремление согласовать веру со свободой научного исследования. В некоторых проповедях, однако, он доходит
до полного отрицания науки, разума и просвещения. Язык проповедей Л., полный антитез, романтики и лиризма, его поклонники называли "языком апостола". Он действует больше на
воображение и чувство слушателей,
чем на их
ум. Сам Л. говорит, что желая уврачевать болезни века —
скептицизм и душевную смуту,— он более просит, чем угрожает и принуждает, более щадит, чем бичует; его
речь — наполовину религиозная, наполовину философская,
так как он пришел к убеждению в истине христианства главным образом путем размышления.
Н. Б—в.
После смерти Л. изданы его переписка со Свечиной (1862), с граф. Тур де Пен (1864); "Lettres à des jeunes gens" (1864); "Lettres à Th. Foisset" (1886). Ср. Chocarne, "L., sa vie intime et religieuse" (1866), где рассказывается, что Л. вел жизнь аскета и ежедневно истязал себя; Montalembert, "Le Р. L." (1862); De Broglie (речь при вступлении Л. во Франц. акад., 1863); Mourey, "Maladie et Mort de L." (1868); Villard, "Correspondance in é dite de L." (с биографией и критич. очерком, 1870); De Broglie. "Le P ère L." (1889); L. Comte, "Etude homilétique sur la prédication contemporaine. Monod et L." (1882); Nicolas, "Etude historique et critique sur le Pè re L." (1886); d'Haussonville, "L." (Париж 1895, в "Grands écrivains français".
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907