Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - уткин николай иванович

Уткин николай иванович

искуснейший из всех русских граверов, род в 1780 г. в Твери, в доме Н. А. Муравьева. В 1785 г. Н. А. Муравьев определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской академии художеств. Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний У., как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига, а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. У. быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н. А. Муравьева и большой эстамп "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне" с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париже он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россиею, живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры "Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: "Musée Français", и превосходный портрет князя А. Б. Куракина. Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила У. за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотою медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, Петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил У. по его возвращении в 1814 г. в СПб. звание академика. По смерти Клаубера в 1817 г. У. занял его место как в Академии, так и в Имп. Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем за тем году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 г. он был переименован в профессора. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 руб. в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, "Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду", с оригинала В. Боровиковского, а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А. Н. Оленина и гр. С. С. Уварова. Это была самая блестящая пора деятельности У., упрочившая его знаменитость: академии Стокгольмская (в 1820 г.), Антверпенская (в 1827 г.) и Дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Имп. академия в 1840 г. почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец У. стал слабеть. В 1845 г. уже 65-тилетний художник принялся за гравирование картины В. Шебека "Обедня св. Василия Великого" и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф. И. Иордану. В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности У., при чем Академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого У. уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино "Св. Семейство", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшею в 1863 г. — Всех произведений У. насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. У. неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов — гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, причем в лучшую свою пору достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, — таковы достоинства важнейших из произведений У. В лице его русское искусство имело не только высокодаровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом — А. Олещинского, Д. Андрузского, Ф. Иордана, К. Афанасьева, А. Пищалкина и др. — Ср. Д. А. Ровинский, "Николай Иванович У., его жизнь и произведения" (СПб., 1884).

А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое уткин николай иванович
Значение слова уткин николай иванович
Что означает уткин николай иванович
Толкование слова уткин николай иванович
Определение термина уткин николай иванович
utkin nikolay ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины