Фразеологический словарь русского языка - на чём свет стоит
На чём свет стоит
ругать, поносить, проклинать и под.; ругаться
В очень сильных выражениях, нещадно.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X), пребывая в возбуждённом состоянии, в состоянии негодования, возмущения и под., выражает своё крайне негативное отношение к другому лицу или к другой группе лиц (Y) или к явлениям окружающего мира (p) крайне эмоционально, не стесняясь в выражениях и т. д. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ X ругает Y-а <P> на чём свет стоит.
неизм.
В роли обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Пушкина ругает на чём свет стоит и всё время кричит: "Куролесов, бис, бис!" говорил гость, тревожно дергаясь. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.Алексей Иванович ходил по саду и ругал грозу на чём свет стоит. Ф. Решетников, Свой хлеб.
Говорила она [профессор Знаменская] прокуренным баритоном, виртуозно управлялась с неформальной лексикой, на чём свет стоит поносила коммунистов вкупе с демократами, а заодно и академическое начальство. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
Команда <...> на чём свет стоит костерила хозяина, приказавшего им этот рейс. Л. Леонов, Русский лес.
Проваливаясь по колени в рыхлый снег и костеря генерал-майора на чём свет стоит, он всё-таки добрался до коттеджа Марка и зашёл к нему в тыл. В. Платова, Хрустальная ловушка.
Он [француз] стоял рядом, и было непонятно, что ей теперь делать протиснуться мимо него вместе со своим бутербродом к окну или завязать с ним лёгкую и приятную беседу. Места между столом и французом было мало, поэтому Александра выбрала беседу, проклиная на чём свет стоит Вику, флиртующую с Димкой. Т. Устинова, Мой личный враг.
Андрей не виноват, что Вика оказалась интересней, свободней, сильнее и умнее его жены, размазни и рохли! И никогда этого не понять Маше с Ладкой, которые клянут изменщика Победоносцева на чём свет стоит. Вот она его понимает хорошо. Т. Устинова, Мой личный враг.
Ругался он на чём свет стоит, костерил неаккуратных приятелей. Д. Донцова, Эта горькая сладкая месть.
культурологический комментарий:
По мнению ряда исследователей, выражение связано с заговорами; ругая основания мира, человек полагал этим воздействовать на них. (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Краткий этимологический словарь русской фразеологии // РЯШ. 1979, № 6. С. 69; Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 517.) Значение "очень сильно" логически вытекает из буквального смысла сочетания, связанного с чем-то основательным, устойчивым. "До самой земли", "до самого основания", "до самых устоев мироздания" вот первичный общий смысл оборота. Эта исходная мотивировка и делает естественной его связь с глаголами ругать, хвалить, врать, скучать, божиться (что было характерно для языка XIX в.). В основе сочетания лежат языческие верования, согласно которым, свет действительно стоит на чём-л. Чаще всего его основа представлялась в виде какого-нибудь животного, могучего героя-богатыря или богов, поддерживающих вселенную с четырёх сторон. Для восточных и западных славян было характерно представление о том, что свет держится на рыбе. (Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. Л., 1986; Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 517.) Последнее представление нашло отражение в литературных произведениях, напр., в авторских сказках (см. сказку П.П. Ершова "Конёк-горбунок").
Образ фразеол. восходит к мифологическим, т. е. к одним из древнейших коллективно-родовых, формам осознания мира и надличностного моделирования мира-хаоса как окультуренного человеком космоса. В соответствии с древнейшими мифологическими представлениями, мир (свет) покоился на ком-л.: на герое, боге, черепахе, слонах, китах и т. д. В основе образа фразеол. лежит мифологическая модель мироздания, окультуренная человеком пространственная модель устройства мира.
фразеол. соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих членение и организацию пространства и отношение человека к ним; он также соотносится с мистически-религиозным и духовным кодами культуры, т. е. с совокупностями нравственных установок и представлений.
В основе образа фразеол. лежит древнее, отражённое в заговорах, представление о том, что слово имеет большую силу и что воздействие словом может быть приравнено к физическому воздействию слово есть дело (см. комментарий к ПОД РУКУ 2.).
фразеол. содержит пространственную метафору, в которой высокая степень негативной эмоциональности во время говорения уподобляется апелляции к основам мироздания.
фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, несдерживаемого речевого порицания.
автор:
В. В. Красных
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.