Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - антоний рафальский

Антоний рафальский

антоний рафальский

(до пострижения Григорий Антонович)митрополит новгородский и с.-петербургский, род. 19-го февраля 1789 г. в с. Нуйне, Волынской губ., где отец его был приходским священником, ум. 16-го марта 1848 г. Первоначальное образование получил в соседнем с местом родины Верховском базилианском монастыре, где научился польскому и латинскому языкам. В 1800 г., по требованию епархиального начальства, поступил в Волынскую духовную семинарию, которая помещалась тогда в г. Остроге. Окончив в 1807 г. курс в классе философии, Рафальский, как лучший ученик, предназначен был для получения высшего богословского образования в Киевской духовной академии, но по болезни не поступил и потому образование его окончилось в 1809 г. семинариею, где он был оставлен учителем в низших классах. Женившись сряду по окончании курса на племяннице волынского епископа Даниила, Рафальский в том же году рукоположен во священника. В 1812 г., по случаю нашествия в пределы России неприятеля, он отправлен с архиерейскою ризницею, консисторским архивом и семинарскою библиотекою внутрь России, и трудное поручение это исполнил весьма удачно, сохранив все вверенное ему в целости и порядке, за что в 1813 г. возведен в сан протоиерея к соборной острожской церкви. В 1815 г. при преобразовании семинарии по новому уставу, Рафальский уволился от преподавательства, оставив за собою должность эконома семинарии и архиерейского дома. В 1818 г. он назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным, а в 1831 г., когда в Кременце, при тамошнем лицее, открылась должность православного законоучителя, занял ее с званием первоприсутствующего в духовном правлении. В конце 1831 г. образована была, по Высочайшему повелению, особая комиссия для принятия от базилиан Почаевского монастыря в ведение православного духовенства. В число членов попал, как знаток местных условий, и Рафальский, наголову облегчивший своими советами успешность довольно трудного и щекотливого поручения. Это сделало его известным в Петербурге. Чрез год он получил предложение принять по вдовству монашество и занять пост наместника Почаевской лавры. Постригшись 20-го ноября 1832 г., он возведен был в сан архимандрита и утвержден наместником. В 1834 г., по открытии православного викариатства в Варшаве, Антоний, по воле Государя, назначен был 17-го мая епископом варшавским. В 1840 г. варшавское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию, и Антоний возведен в звание архиепископа. 17-го января 1843 г. он назначен митрополитом новгородским и с.-петербургским. Хотя митрополит Антоний и не получил высшего богословского образования, но, будучи долгое время учителем и обладая от природы любознательностью и вообще хорошими способностями, значительно расширил свои познания и дополнил недостаток школьного образования чтением книг из семинарской и архиерейской библиотек, что в связи с близостью с преосвященными волынскими расширило его умственный кругозор, а точное выполнение им разнородных епархиальных должностей выработало из него опытного практического деятеля, умевшего применяться к данным обстоятельствам.

Надгробное слово митрополиту Антонию, говоренное Иннокентием, епископом херсонским и напечатанное в "Христианском Чтении" 1849 года, № 1. — Биограф. очерк Антония, сост. А. Громачевским, и статья архимандрита Амвросия в "Страннике" 1861 г., август и октябрь.

{Половцов}



Антоний Рафальский

(в миру Григорий Антонович, умер в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская духовная семинария" (1901).

{Брокгауз}



Антоний Рафальский

(Григорий Антонович) — митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский.

Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника.

Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам.

В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге.

В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил.

В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах.

В 1809 году рукоположен во священника.

В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой.

В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви.

В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома.

В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным.

В 1821 году овдовел.

С1831 года — законоучитель в Кременецком лицее.

20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита.

В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие.

8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии.

5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа.

17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского.

Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре.

Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.

Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I. Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843).

Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь, с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца.

Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников.

Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества. Все в действиях митрополита стало вызывать критику.

Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором "голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):