Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ландер карл иванович

Ландер карл иванович

ландер карл иванович

Ландер К. И.

(1883—1937; автобиография). — Род. я в трудовой крестьянской семье, и раннее детство мое протекало в деревне у деда: мать служила где-то в имении, зарабатывая на жизнь себе и мне. Дед с материнской стороны был каменьщиком по профессии, жил в небольшом, но очень опрятном домике и имел крошечный участок земли в 1/2 дес. Все хозяйство состояло из лошади, коровы, 2 свиней и проч. мелочи. Бабушка — славная добрая старушка — очень баловала меня, несмотря на то что я имел по тогдашним условиям несчастье принадлежать к категории заклейменных презрением незаконнорожденных. Впоследствии я редко, даже в так называемых интеллигентных образцовых семьях, встречал столь чуткое, хорошее отношение к ребенку, как у этих простых, бедных крестьян. Рос я на свободе, предоставленный сам себе. Это рано развило во мне самостоятельность, любовь к природе, к крестьянской трудовой жизни. Уже 6-ти лет я пас корову и свиней, и не было для меня большего счастья, как когда на меня возлагалось какое-нибудь серьезное поручение по хозяйству. Я очень рано научился читать (научила бабушка, оба старика были вполне грамотные) и читал взасос все, что ни попадалось мне в деревне. Впоследствии, когда я уже переехал в город, я каждое лето все каникулы проводил в деревне. Мои лучшие детские воспоминания связаны именно с деревней, и я всегда любил ее немного романтической, восторженной любовью.

Когда мать вышла замуж и взяла меня к себе — это стоило ей большого труда, я ни за что не хотел расстаться с деревней, со своими старичками. Немедленно по приезде я начал учиться, поступил в одну из лучших в Либаве так называемых элементарных школ. Дома меня заставляли помогать в домашней работе, а лет 12-ти я уже зарабатывал, помогал семье. Я выгружал в гавани кирпичи, зарабатывая до 50 коп. в день. Затем я работал при городских купальнях. А когда лето удавалось проводить у деда в деревне, я буквально запоем набрасывался на сельские работы. Занимался я также столярным делом, и моей мечтой было хорошо изучить какое-нибудь "тонкое" ремесло и стать хорошим мастером. Но у моих родителей были другие виды на мое будущее. Обычно все простые трудовые люди готовят своих детей к более "легкой" жизни, к канцелярской или иной письменной работе, считая почему-то ее более почетной и легкой и прибыльной. Так смотрели и мои родители, надеясь, что из меня выйдет бухгалтер, чиновник или в крайнем случае учитель городского училища. Я рос в обстановке обычной трудовой семьи, где постоянно царила плохо замаскированная бедность, где вся семья из 5 человек ютилась в квартире из одной комнаты с кухней и где вся жизнь проходила в постоянных ухищрениях, как прожить на получаемые отцом 20—25 рублей в месяц. Но, несмотря на постоянные лишения и нужду, у нас наблюдалась исключительная чистота и порядок. Дети с самых ранних лет приучались к этому. Домашнее трудовое воспитание было суровым и внимательным. Мы, дети, никогда не чувствовали себя брошенными, предоставленными себе. Внимательный глаз родителей никогда не упускал нас из виду.

Начальная школа дала мне первоначальную грамотность и пробудила впервые зачатки товарищества; состав учащихся был однороден — все больше дети рабочих, ремесленников, мелких служащих, по преимуществу латыши и немцы. Программа этой школы была довольно широкая. По окончании начальной школы я поступил в городское училище, а затем стал готовиться к экзамену по полному курсу реального училища.

Решающим для меня годом еще в ранней юности был 1899 год. Мне было тогда 15 лет. Было это 1 мая, чудный теплый день. Я шел в училище. На Пивоварной улице против пивоваренного завода я наткнулся на большую толпу людей. Подойдя ближе, я увидел, что то были исключительно рабочие проволочного, пробочного и др. заводов. В толпе я увидел несколько своих знакомых рабочих и работниц, живших в одном доме с нами. Они объяснили мне, что к ним рано утром на завод пришли рабочие проволочного завода и сняли с работ, что работа прекратилась на всех заводах города, а они идут снимать еще работающих в крупных мастерских и грузчиков. Они предъявили администрации завода требования, чтобы увеличили расценки и сократили рабочий день, и не приступят к работам, пока их требования не будут удовлетворены. Тем временем мы подошли к гавани. Толпа намеревалась перейти мост, чтобы попасть в Старую Либаву — торговую и административную часть города, но против моста выстроились цепью в два ряда солдаты и не пропускали никого. Толпа спокойно повернула назад и направилась к городскому парку, где рассеялась на небольшие группы. Я весь день проходил с манифестантами, буквально охваченный своего рода лихорадкой, я жадно ловил в разговорах каждое слово, прислушивался напряженно ко всему, что делалось вокруг. Поздно ночью вернулся я домой, весь охваченный новыми впечатлениями. Дома только и было разговоров, что о разыгравшейся забастовке. Мои родители тоже очень заинтересовались ею и в общем относились к ней вполне сочувственно. Все видели в этой забастовке исключительно экономическую борьбу рабочих, борьбу за лучший кусок хлеба, но в тоже время многих смущало вмешательство войск. Ведь рабочие вели себя спокойно и тихо, зачем полиция и войска? А меня это-то заинтересовало больше всего. Я видел и чувствовал в этом выступлении рабочих не одно лишь требование о хлебе. В этом грозном и стройном выступлении нескольких тысяч человек, в этом шествии чувствовалась какая-то новая небывалая сила, которая притягивала к себе, влекла, возбуждала.

С того дня я с фанатизмом подростка, увлеченного новым, небывалым явлением, стал интересоваться только виденным и слышанным мною первого мая. Я стал искать людей и книжек, которые могли бы мне объяснить все это. Мир рабочих я знал хорошо по их повседневной будничной жизни (родственные связи, близкие знакомые и т. п.). И вдруг он предстал предо мною в совершенно новом свете, с новой, неожиданной стороны, как носитель и обладатель какой-то великой тайны и силы. Но возможностей узнать и разобраться во всем этом мне долго не представлялось. Организация тогда еще была слаба и молода, еще не было массовой рабочей организации. Наконец я познакомился с уволенным за активное участие в забастовке и агитацию рабочим металлургического завода. Мы близко сошлись, и я проводил целые ночи в беседах с ним; он дал мне первые, хотя и очень скудные понятия о рабочем движении. От него я узнал приблизительно, что такое социалисты, чего они добиваются, за что их преследует правительство. Узнал также некоторые подробности только что закончившейся стачки. У него, кроме того, нашлась в рукописи на латышском языке брошюра "Эрфуртская программа" — первая прочтенная мною нелегальная книга.

Но и то, что я узнал, давало новый толчок моей мысли. Это была первая на заре моей жизни переоценка ценностей, и пожалуй, самая радикальная из них. Пришлось пересмотреть и отбросить всю сложившуюся несложную программу жизни. Родилось сознание, что, для того чтобы все это понять, необходимо учиться, учиться много и усердно. Явилось желание поступить в университет во чтобы то ни стало, чтобы стать настоящим знающим революционером. Таково тогда было общее мнение молодежи, и оно находит себе объяснение в настроении передового студенчества этой классической эпохи студенческих беспорядков. В провинции звание студента было синонимом революционера-бунтаря, такой репутацией пользовалось студенчество даже в рабочих массах, и в частности латышское студенчество, на 9/10 вышедшее из трудовых масс населения. Разумеется, что это представление отнюдь не относилось к немецкому студенчеству Латвии — сыновьям баронов и богатых бюргеров, типичных реакционеров, забулдыг, бреттеров и корпорантов. Но для того чтобы учиться, нужны были в первую очередь деньги. Необходимо было пожертвовать несколькими годами ученья, чтобы подработать необходимые средства. Много профессий испробовал я за это время, пока наконец остановился на выборе — по мнению родителей, на самом неудачном — места народного учителя в одной из ближайших волостей.

Проработал я почти два года и ушел, разругавшись с инспектором и пастором.

Решившись на отсрочку моих занятий, я постарался наверстать потерянное время усердным и серьезным чтением. Благодаря случайному знакомству с двумя-тремя радикальными учителями, я сумел подобрать необходимые книги для серьезных чтений. Кроме неизбежных и модных в то время Юнга, Гексли, Дрэпера, Липперта, Мензиса и т. д., я тогда познакомился с нашими общественниками — Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, Писаревым, Михайловским. В смысле углубления и расширения знаний эти два года протекли для меня крайне успешно. В это время я познакомился с И. М. Трегубовым, проживавшим в ссылке в уездном городишке Гробине, в 10 верстах от моей школы. Это был человек исключительной кристальной честности и искренности, настоящий аскет по укладу своей жизни, привычкам и т. д. Серьезный, вдумчивый, он был фанатически предан своей идее. Его обыкновенно называют толстовцем, но он не был прямым последователем учения Толстого, хотя прекрасно знал его и находился под влиянием некоторых его взглядов. И. М. был социалистом-утопистом, христианским социалистом в лучшем смысле этого слова, единственным в своем роде. Ему бы жить в эпоху крестьянских войн эпохи реформации. Но для России XX века он был своего рода анахронизмом. Правда, свое миросозерцание он почерпал в крестьянской среде, у сектантов (главным образом духоборов), не знавших другой книги, кроме евангелия, других учений и истин, кроме христианских. Наблюдая эту отсталую самобытную крестьянскую Русь, он пришел к выводу, что ее можно расшевелить и повести к социализму, опираясь на христианство, толкуя его как революционное миропонимание. Он отвергал и смертельно ненавидел церковь и попов, извлекал из евангелия нужные и полезные для агитации места и считал избранный им путь самым правильным и кратчайшим для завоевания крестьян. "Рабочих у нас всего сотни тысяч, — говорил И. M., — a крестьян сотня миллионов; крестьяне и решат судьбу русской революции. А учение Христа для них священно, они верят в него, ищут в нем спасения и истины, и надо помочь им найти ее. У нас до десяти миллионов сектантов с готовым почти коммунистическим миросозерцанием, не признающих властей ни духовных, ни светских, признающих общность имущества. Это наши естественные союзники, и мы должны уделить им серьезное внимание".

Перспективы крестьянского движения и роль христианского социализма в нем сильно заинтересовали меня. Когда Трегубов, получив разрешение, выехал за границу, я решил познакомиться со всем этим поближе. К этому времени я уже оставил место учителя и переехал в город. Здесь я 18-летним юношей стал работать в редакции местной газеты. Поступил я в качестве корректора, а затем стал нечто вроде секретаря редакции и единственным постоянным сотрудником. Это было своеобразное издание, выходившее ежедневно на двух языках: половина газеты печаталась на русском, другая половина, с совершенно иным содержанием, — на немецком языке. Редактор — учитель младших классов местной мужской гимназии, по природе добродушный и ленивый человек, которому эта газета осточертела и который работал больше клеем и ножницами, был рад свалить на меня всю работу, и я ушел в нее со всем пылом юности. Говорить о направлении газеты не приходилось, но, во всяком случае, она была вполне безвредной и приличной. Самое для меня важное было чтение массы периодических изданий и книг, которые массами присылались в редакцию. В том числе были даже "Форвертс" и "Гамбургер Эхо", и я получил более или менее точное представление о работе немецкой с.-д. Затем наступил кризис этой эпохи моей жизни. Наступило время, когда с небывалой силой во мне проснулась жажда активной деятельности. Связей и возможностей, кроме тех, что мне дал Трегубов, у меня еще не было. И вот однажды я бросил все и отправился посмотреть, как протекает жизнь в трудовых колониях, о которых я столько слышал, и среди духоборов, интересовавших меня еще более. Несколько месяцев длились мои скитания. Побывал я в нескольких колониях, повидал и духоборов. Жизнь и быт интеллигентских колоний оттолкнули меня. Осталось впечатление о сборище нескольких десятков разочаровавшихся в суетности и пустоте земной жизни интеллигентов, ушедших, спасения ради, в свой скит, где они отгородили себя от всего мира, надели вериги нелепого, бессмысленного и непосильного для них труда и с надрывом, тоской и чванливым самолюбованием влачили свое никому не нужное нудное существование. Единственным светлым пятном на этом темном фоне был небольшой хутор под Полтавой, где тоже жили несколько таких семей и где фактической хозяйкой и работницей была И. М. Дудченко, но, казалось, она по недоразумению попала в эту среду. Правда, в этой среде я встретил несколько весьма интересных лиц — бывших чайковцев, народовольцев и т. д.

Знакомство с русскими сектантами и, в частности, с духоборами разбило христианско-социалистическую теорию Трегубова. Правда, встречались общины, где наблюдалось искание новых форм жизни, где царило нечто вроде коммунизма, но скорее исключительно производственного характера, ибо разница в имущественном положении сохранилась. Положив в основу своей личной и общественной жизни учение Христа, они толковали его со всей присущей сектантам односторонностью и упрямством. Все мирское, светское было беспощадно изгнано из их обихода. Ни светских школ, ни книг не допускалось. Всякое общение с внешним миром было прекращено и считалось греховным. Это движение не могло стать всенародным, всекрестьянским. Оно выродилось в замкнутую группу избранных, живущих своими групповыми интересами и нуждами.

Эта эпопея моей жизни совершенно неожиданно закончилась арестом. Оказалось, что за мною еще в Либаве был учрежден надзор. После моего отъезда жандармерия произвела у меня обыск, затем стала меня разыскивать. Я отнюдь не скрывал своего местопребывания, и нашли меня скоро. Арестовали меня на юге, и в довершение всех злоключений при мне не оказалось при аресте паспорта. Вследствие этого меня препроводили на родину общим этапным порядком. Я пробыл в пути несколько месяцев, перебывал приблизительно в 9 различных тюрьмах и многого насмотрелся во время своего путешествия. По прибытии в Либаву я был немедленно переведен в разряд политических. В тюрьме я познакомился с арестованным за с.-д. пропаганду фермером Спруде, родственником известного латышского революционера Розина. Ночи напролет мы проводили в оживленной беседе, и много нерешенных вопросов мне удалось выяснить тогда. Вскоре после прибытия меня вызвали на допрос. Никаких конкретных обвинений мне предъявить не могли. Но тем не менее мне дали пять лет гласного надзора и этим разрушили на долгое время все мои мечты об учении, так как в столичных и университетских городах проживание было запрещено.

Так кончился мой первый период исканий. Из тюрьмы я вышел уже с готовым решением пойти по определенному пути. И следующим шагом было уже практическое усвоение тех начал и практических знаний, которые были необходимы партийному работнику с.-д. Это уже краткая повесть о том, как я стал марксистом и с.-д. Большую роль тут сыграла "коммуна" на Березовой ул. Здесь, на окраине города, в мансардных 4-х комнатах, поселилась группа молодежи, человек 6, связанная общими идейными интересами и тесными узами дружбы. Большинство из нас, за единичными исключениями, впоследствии стали активными работниками с.-д., многие из них играли руководящую роль в латвийской с.-д. партии уже в 1905 г. В латышской с.-д. партии не было деления на большевиков и меньшевиков, но по вопросам тактики все склонялись к большевикам; наибольшим авторитетом по партийным вопросам пользовались статьи Плеханова и Ленина. Для меня лично этот период был периодом последнего испытания. Я лишний раз убедился, что, для того чтобы стать сознательным марксистом, надо многому учиться и серьезно учиться. Я сознавал, что здесь речь идет не только о практической революционной работе, а о всем миросозерцании. И я постепенно впитывал в себя это миросозерцание, отбрасывая все остатки революционного и нигилистического романтизма, навеянного моими предыдущими исканиями.

К этому времени состоялось мое знакомство с первыми настоящими партийными профессионалами, под влиянием которых я и втянулся в партийную работу. То был известный в крае под кличкой "Музыкант" тов. Скарре и тов. "Боб" — Лютер. Начало моей революционной работы совпало с общим подъемом и оживлением рабочего движения в 1902—03 гг. Вся наша коммуна, все мои товарищи влились в работу. Эта эпоха моей жизни прервалась арестом в начале 1904 г. Кроме обвинения в агитации и пропаганде, поводом к моему аресту послужил большой транспорт литературы из-за границы, без моего ведома направленный по моему адресу. На этот раз я просидел около года и был освобожден под залог и по манифесту, по поводу рождения наследника, уже к концу 1904 г. По освобождении я еще пару месяцев прожил в своем родном городе, пережил здесь памятные январские дни 1905 г. и начало революционного движения в Латвии (церковные манифестации, стачки, начало террора).

После освобождения меня принудили покинуть Либаву, и я направился в Москву, где с головой ушел в революционную работу, проработав здесь до 1907 г. Немедленно по приезде я вошел в организацию с.-д. большевиков и стал работать в тогдашнем городском районе, главным образом среди печатников, в качестве пропагандиста и агитатора. Организатором городского района был тогда Алексей Алексеевич (Алексинский). Одновременно я здесь же начал и литературную работу, сотрудничал в "Русских Ведомостях", затем в "Вечерней почте" (марксистского периода ее существования), а потом в "Борьбе". Стал я также посещать урывками лекции на историко-филологическом факультете, хотя толку из этого было мало: лишь впоследствии в Петербурге я мог кое-как продолжать прерванное учение, но закончить его так и не удалось. Бурный 1905 г. увлек меня в самый водоворот событий. Наступили памятные декабрьские дни, и я вместе с ближайшими товарищами очутился на баррикадах в какой-то смешанной большевистско-эсэровской дружине в районе Живодерки—Зоологического сада—Садовой. Нас было около 20 человек, из них трое вооруженные винтовками, остальные револьверами, в том числе двое даже "бульдогами". Чувствовалось отсутствие единого целесообразного боевого плана и задания, умелого руководства и цели. Жил я тогда на Грузинах, и когда началсяобстрел Пресни и поголовные обыски, я едва успел утром уйти, почти на глазах семеновцев перепрыгнув через забор.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):