Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лебедев павел иванович

Лебедев павел иванович

лебедев павел иванович

Лебедев-Полянский П. И.

(1881/82—1948; автобиография) (парт. и литерат. псевдоним Валерьян Полянский) — старый большевик-коммунист, родился в Меленках, захолустном городишке Владимирской губ. Мальчик, болезненный от природы, провел свое детство в тяжелой мещанской обстановке. Отец — мелкий чиновник, без образования, суровый, мать — почти неграмотная. От жестокого обращения мальчик несколько раз убегал из дому, скрываясь в лесу и питаясь подаяньем, домой водворяли с полицией. В минуты отчаяния проклинал бога, в детской надежде, что он поразит его на месте. И тут навсегда утратил религиозность. 9-ти лет его отдали в духовное училище, полагая, что духовенству живется беззаботно. Воспитание шло на религиозно-патриотических книжках, в лучшем случае на Майн Риде, Жюле Верне и т. п. Отказывая себе в белом хлебе и сахаре, мальчик покупал "Черного монаха", "Английского Милорда" и "Чуркина". Классиков читать не давали.

В это время в народных массах ходили слухи,что есть социалисты, которые убили царя, не верят в бога, за что их мучают в Петропавловской крепости, где механически раздвигаются полы, заключенные падают в Неву и тонут. Своевольный и непокорный, познавший жестокость жизни, мальчик захотел быть социалистом. 14-ти лет его перевели в семинарию. Он сразу был поражен: один из воспитанников рубил топором голову ректору. На первом же году он столкнулся с подпольной библиотекой, где было немало даже рукописных книг. Биография Добролюбова в издании Павленкова была первой книжкой, которая открыла ему новый мир. Потом пошли сочинения Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Белинского, Герцена, журнал "Современник" и "Отеч. записки", Спенсер, Дарвин и русская художественная литература. "Что делать?" и "Знамения времени" перечитывались по нескольку раз, укрепляя в сознании социалистические настроения. Увлекался Некрасовым, Г. Успенским и Щедриным. Читать уходил в лес, в поле, в уборную, книги прятал в дровах, в матраце, на чердаке, под полом. Под влиянием Писарева и Дарвина — увлечение естествознанием (Бюхнером и Молешоттом) и решение поступить в университет на естественное отделение. В 1900 г., девятнадцати лет, он знакомится с марксизмом — с "Монистическим взглядом" Плеханова, потом с "Коммунистическим манифестом", с отдельными работами Маркса, Энгельса, Каутского и Лассаля. Беспокойный, мятущийся, доходивший ранее до отчаяния и потери смысла жизни, он сразу ожил, нашел мировоззрение и приобрел уверенность. Начал вести пропаганду среди учащихся и рабочих своего города. У начальства на счету как "неисправимый социалист", как человек, который "сжег свои корабли", пишет социалистические стихи и рассказы. У него производят обыски, отбирают нелегальную с.-д. литературу, грозят уволить без права поступления в какое-либо учебное заведение. С затаенной злобой он со всем мирится, надо кончить семинарию. Начальство берет с него обещание идти в Академию. Он кончает семинарию по первому разряду со званием студента, но, несмотря на сильное сопротивление родителей, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет, выдержав вступительные экзамены.

Осенью 1902 г. в Петербурге он встречается со студентами с.-д. и сразу входит в группу, становится "искровцем", зачитываясь в "Заре" "Критикой наших критиков". Большое впечатление произвела брошюра "Что делать?". Помимо медицинских и естественных наук занимается историей, государственным правом, политической экономией, литературой. 19 февраля 1904 г., во время политической демонстрации, его арестовывают и привлекают за пропаганду и распространение нелегальной литературы. Сидит в Дерптской тюрьме вместе с Герасимом Махарадзе, впоследствии членом с.-д. фракции в Гос. Думе, и решает сделаться революционером-профессионалом. Осенью по постановлению Рижской судебной палаты высылается до суда под гласный надзор полиции во Владимир на реке Клязьме.

Здесь опять работает над общественными науками, над аграрным вопросом, ведет пропаганду среди интеллигенции учащихся и солдат, наезжая в Ковров, Муром, Меленки, соседние фабрики и деревни, восстанавливая вместе с другими разрушенную ранее арестами большевистскую организацию. В октябрьские дни 1905 г. организует первую в городе демонстрацию, и его до полусмерти избивает черная сотня, а затем чуть не убивает в ближайшем селе Ундоле. Дальше работа в Нижнем Новгороде. Член Нижегор. комитета РСДРП. Сормовское, Канавинское и Молитовское вооруженное восстание. 14-месячное сидение по делу Комитета вместе с Семашко, Лежавой, Керженцевым и др.

В ожидании каторги весной 1907 г. бежал из тюрьмы и по поручению большевистского центра направился в гор. Николаев для подготовительной работы к Лондонскому съезду. Благодаря обнаружившемуся в организации предательству вернулся на север, поселился в Выборге, ведя работу в военной организации, среди русских рабочих и входя в Финскую С.-Д. партию. В Финляндии он знакомится с Лениным, Крупской, Каменевым, Богдановым и другими руководителями большевистской фракции, увлекается философией. Осенью 1908 г. его арестовывают, но он вырывается из рук финской охранки и с помощью финских с.-д. переправляется за границу, в Женеву, в центр тогдашней эмиграции.

За границей, как и раньше, полуголодная жизнь. Моет в ресторане посуду, позже занимается педагогической деятельностью и иллюстрированием медицинских работ. Упорная систематическая работа в течение нескольких лет над вопросами философии, культуры, истории социализма и партии, по национальному вопросу. Знакомство с вождями других фракций российской с.-д., с Луначарским, Плехановым, Троцким, Аксельродом, Мартовым и др. Во время разделения большевиков на ленинцев, впередовцев и примиренцев становится активным членом группы "Вперед" и почти бессменным ее секретарем в Женеве. Во время империалистической войны организует и вместе с Луначарским редактирует нелегальный журнал "Вперед", который вел беспощадную борьбу с социал-патриотами. В годы эмиграции сотрудничал в петроградском рабочем журнале "Борьба", в профессиональных органах "Вестник портных", "Рабочий иглы", "Печатное дело", в американской газете "Новый мир", в парижской газете "Наше слово", посылал корресп. в московскую газету "Наш путь".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):