Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - бларамберг павел иванович

Бларамберг павел иванович

бларамберг павел иванович
Бларамберг, Павел Иванович, композитор и журналист. Родился 14 сентября 1841 г.; образование получил в СПб. Александровском лицее. Служил в Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел, в изданиях которого и в записках русского географического общества печатались его статистические работы.

Усердно занимался преподаванием в воскресных школах, вскоре закрытых, и организацией бесплатных народных читален, столь же недолговечных. Склонность к музыке обнаружилась у Бларамберга еще в детстве, но музыкальное образование он получил очень скудное; его учили только фортепианной игре, да и то плохо. Еще мальчиком 13 14 лет он задумал писать оперу, хотя еще ни одной оперы не слышал на сцене.

В лицее он организовал из своих сотоварищей струнный оркестр и дирижировал им, перекладывая для него нетрудные симфонии и сонаты немецких классиков, а иногда исполняя и свои собственные опыты (между прочим, отрывки из оперы "Ундина"). Несколько уроков начальной гармонии ему удалось взять у Герке ; дальше Бларамберг продолжал свои занятия один, без руководителя.

Инструментовку Бларамберг изучал практически, посещая репетиции концертов, где подмечал характер отдельных инструментов и их совместную звучность, подолгу стоял среди военных хоров, наблюдая эффекты звучности медных инструментов. В конце 50-х годов Бларамберг познакомился с Балакиревым и его кружком; у Балакирева некоторое время учился фортепианной игре.

Осенью 1869 г. он принял участие в 7-м международном статистическом конгрессе в Гааге, в качестве официального представителя России; в конце того же года участвовал в работах по однодневной переписи Петербурга. Выйдя в отставку, Бларамберг поселился на время за границей, где усиленно стал заниматься музыкой. До этого времени им было написано лишь несколько романсов и других мелких вещей, а из более крупных только музыка к "Воеводе" Островского (1865 г.

; увертюра, впоследствии утраченная, 5 антрактов, один из которых тоже утрачен, и несколько вокальных №). За два года пребывания в Брюсселе им написана большая кантата на сюжет Лермонтова "Демон" и половина первой его оперы "Мария Тюдор", в 1888 г. поставленной в московском Большом театре под названием "Марии Бургундской". Переехав в Москву, Бларамберг вскоре сделался одним из постоянных сотрудников "Русских Ведомостей", затем заведующим отделом иностранной политики, а по образовании товарищества "Русских Ведомостей" одним из сотоварищей.

В то же время он состоял профессором по классам формы и инструментовки в музыкально-драматическом училище филармонического общества. Позднейшие его произведения: комическая опера "Скоморох" (3 д., на сюжет Островского, "Комик XVIII столетия"; представлено только одно первое действие в ученическом оперном спектакле филармонического общества: 22 марта 1887 г.

); одноактная опера "Девица-Русалка" (исполнена на таком же спектакле 3 апреля 1888 г., впоследствии переделана и расширена); четырехактная опера "Тушинцы" (сюжет из драматической хроники Островского "Тушино", поставлена на сцене Большого театра 24 января 1895 г.; двухактная опера-идиллия "Волна" (исполнялись только отрывки в концертах); симфония для оркестра H-moll; (1886); симфоническая поэма "Умирающий Гладиатор" (1882), скерцо для оркестра H-moll; фантазия для пения соло, женского хора и оркестра "Стрекозы" (1879), музыкальная картина для мужского хора и оркестра "На Волге" (1880; хоры a capella премированы Императорским Русским Музыкальным Обществом), хоровые переложения русских народных песен (по записям Мельгунова ), много романсов.

Этюд его "Цензура и музыка" напечатан в сборнике "В защиту слова" (1905). Не обладая особенно глубоким и ярким творческим дарованием, Бларамберг, благодаря своему вкусу, техническому умению и серьезному отношению к задачам искусства, оставил ряд произведений, которые могут быть отмечены в истории новой русской музыкальной школы.

Связи с Балакиревским кружком отразились в этих произведениях народным стилем, свойственным всей новой русской музыкальной школе, как в области мелодии, так и в приемах технической обработки. В 1898 г. Бларамберг переехал на постоянное жительство в свое имение в Крыму. Умер в Ницце 15 марта 1907 г. см. о нем статью князя Б.А. Щетинина, "Идеалист-шестидесятник" ("Исторический Вестник", 1907, № 6).

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — композитор; родился в 1841 году в Оренбурге. По окончании курса в лицее занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева. В 1869 году Б. был послан в качестве правительственного делегата на статистический конгресс в Гаагу; по возвращении в Россию вышел в отставку и поселился в Москве, занявшись журналистикой, музыкальной педагогией и композицией; он заведует политическим отделом в "Русских ведомостях" и преподает теорию композиции в музыкальном училище г. Шостаковского, находящемся при Филармоническом обществе. Из музыкальных произведений Б. имела в Москве успех кантата "Демон" (на текст Лермонтовской поэмы), исполнявшаяся в одном из концертов Импер. русск. музыкальн. общества. Кроме "Демона", Б. написал музыку к драме "Воевода" Островского, симфоническую картину "Умирающий гладиатор", симфонию H-moll и две оперы, "Мария Тюдор" (1889) и "Скоморох" (1882).{Брокгауз} Бларамберг, Павел Иванович— композитор, род. 14 сентября 1841 в Оренбурге. Сын генерал-лейтенанта, известного геодезиста, Б. воспитывался в СПб. Александровском лицее, курс которого окончил в 1860; работал затем в Центральном Статистическом комитете и статистическом...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):