Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - классицизм

Классицизм

классицизм

(от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в архитектуре и изобразит, искусстве 17 — начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к идеальному образцу. В целом в русском искусстве К. распространился во 2 й половине XVIII—1 й трети XIX вв., а в архитектуре Петербурга творческое обращение к опыту французского классицизма 17 в. отмечено уже в начале XVIII в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем — проекты планировки Васильевского острова, работы «Комиссии о Санкт-Петербургскомг строении»). русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры. В Петербурге началось широкое строительство зданий общественного назначения (научных и учебных заведений, театров, музеев, библиотек). Архитектура периода раннего К. (1760—70 е гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди), сохраняя пластическое богатство и динамику форм, присущую барокко, отличается чёткостью планировочных решений, геометризмом форм; основой архитектурного языка стал ордер, подчинивший архитектурную композицию ритму и логике своего построения (Академия художеств, Гостиный двор, Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор и др.). Становление зрелого, или строгого, К. (1780—90 е гг.) происходило под влиянием изучения наследия А. Палладио — крупнейшего архитектора и теоретика эпохи итальянского Возрождения. Простота и лаконичность композиций, торжественность и монументальность образа достигались контрастом нерасчленённых поверхностей стен с мощными колонными портиками, увенчанными фронтонами. Зодчие зрелой поры К. (И. Е. Старое, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н. А. Львов, Е. Т. Соколов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы (Таврический дворец), кроме общественных сооружений (Академия наук СССР, Смольный, Ассигнационный банк, Почтамт и др.), обогативших парадную застройку города.

Периоды высокого (1800—20 е гг.) и позднего К. (1820—30 е гг.), ознаменованные крупными градостроительными достижениями, известны под названием ампир.

С петербургской АХ (основана в 1757) тесно связано развитие К. в изобразительном искусстве. Скульптура представлена монументально-декоративной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с Архитектурой, наполненными гражданским пафосом памятниками, одухотворённой станковой пластикой (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв). В живописи К. наиболее ярко проявился в производственных исторических и мифологических жанров (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев), отчасти в портретах Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, в пейзажах Ф. М. Матвеева. В декоративно-прикладном искусстве выделяются художественная лепка и резьба, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и прочее. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):