Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - передвижники

Передвижники

передвижники

художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло художников-реалистов, последователей общественных и эстетических идей революционеров-демократов (В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского), противостояло официальному художественному центру искусства — АХ. Ставило задачи поддержки и развития реалистического искусства, свободного от эстетики академизма, организацию передвижных художественных выставок для широкого показа и популяризации русского искусства, облегчения сбыта картин.

Являясь историческим преемником Артели художников, представляло собой принципиально новый тип художественного объединения, основанного на кооперативных началах. Членами ТПХВ (включая инициаторов) были почти все крупнейшие русские художники второй половины ХIX в. (А. М. и В. М. Васнецовы, А.

И. Куинджи, И. И. Левитан, В. Е. Маковский, В. М. Максимов, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко). Большую роль в развитии художественно-эстетических принципов творчества П. сыграл В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая произведения П., оказывал им важную моральную и материальную поддержку.

С творчеством П. связан новый этап в развитии исторического и бытового жанров, портрета и пейзажа, в которых художники раскрывали историю и жизнь народа, его духовные силы, величие и мудрость, красоту русской природы; с позиций критического реализма многие из них обличали современную им действительность. Для лучших произведений П.

характерны глубокий психологизм, широта социальных обобщений, высокое мастерство типизации явлений жизни. Расцвет искусства П. падает на 1870—80 е гг., когда наряду со всё большей естественностью, живостью изображений, разнообразием композиций менялась манера письма (от несколько скованной и суховатой к широкой и свободной), воздушная среда передавалась с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней.

В конце XIX — начале XX вв. в деятельности ТПХВ, в творчестве ряда П. обозначились кризисные явления, проявившиеся в утрате общественного пафоса и социальной значимости их искусства, усилилась дифференциация внутри общества, связанная с переходом некоторых членов на преподавательскую работу в АХ после её реформы в 1893. Несмотря на это, ряд художников 2 го поколения П.

(С. В. Иванов, Н. А. Касаткин) в условиях обострения социальных противоречий обратился к изображению жизни и борьбы рабочего класса. П. сыграли выдающуюся роль в истории русского искусства, их творчество и общественная деятельность оказали мощное влияние на культурную жизнь России. За время своей деятельности ТПХВ организовало 48 передвижных выставок, демонстрировавшихся помимо Петербурга в Москве и других городах России.

В Петербурге демонстрировались 46 выставок (1871—1917), в основном в залах; АХ, АН, ОПХ. Некоторые выставки устраивались в особняке Юсуповой (Невский проспект, 86; 1881, 1884, 1885), в помещении бывших Высших женских (Бестужевских) курсов (Сергиевская улица, ныне улица Чайковского, 7; 1887, 1889). Объединение существовало до 1923, после чего многие члены ТПХВ перешли в АХPP.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):