Энциклопедия Москвы - дьяковская культура
Связанные словари
Дьяковская культура
археологическая культура раннего железного века (VIII—VII вв. до н.э. — VI—VII вв. н.э.). Названа по впервые исследованному Дьяковскому городищу (ныне на территории Москвы). Распространена в Волго-Окском междуречье, Верхнем Поволжье и в пределах Валдайской возвышенности. На территории Москвы археологические памятники Дьяковской культуры представлены остатками укреплённых поселений (городищами) и неукреплёнными селищами (см. археологические памятники и находки). Археологические раскопки производились на Дьяковском, Кунцевском, Мамоновом (Андреевском), Сетуньском городищах. По материалам археологических разведок известны также городища — Спас-Тушинские 1-е и 2-е, Нижнекотловское, Капотнинское и селища — Филёвское, Дьяковское (близ городища), Алёшкинское, Мамоново (Андреевское). Керамика Дьяковской культуры обнаружена и на территории Кремля. Для памятников Дьяковской культуры характерны глиняные грузики «дьякова типа», глиняная посуда с сетчатыми отпечатками (на раннем этапе), различные украшения из цветного металла — подвески, бляшки, гривны и др. Население городищ Дьяковской культуры владело техникой обработки дерева, кости, металла, знало гончарное производство и ткачество. В ранних слоях преобладают изделия из кости. С развитием металлургии (с начала 1-го тысячелетия) увеличилось производство железных изделий (ножи, серпы, копья, кресала и др.). Наличие привозных изделий (украшения с эмалью, римская фибула, золочёные стеклянные бусы и др.) свидетельствует о связях с населением южных степей. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры — оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н.э. приобретает большее значение. Для защиты стад и (позднее) запасов зерна от нападения соседей поселения устраивались на труднодоступных береговых мысах, укреплялись валами и рвами, обносились частоколом. На городищах (посёлке патриархального рода) обычно обнаруживаются следы жилищ (первоначально круглые полуземлянки, позднее наземные прямоугольные), загонов для скота, различных производств. К концу существования Дьяковской культуры патриархально-родовые отношения распадаются. Для религиозных верований племён Дьяковской культуры характерны культы предков и женские божества (богини плодородия). Племена Дьяковской культуры были предками летописных мери, веси и других финно-угорских племён, а также восточнобалтских племён.
Литература: Качанова В.И., О заселении Московского края в эпоху дьяковской культуры, в сборнике: Археологические памятники Москвы и Подмосковья, М., 1954; Дьяковская культура, М., 1974; Розенфельдт И.Г., Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI—IX вв., М., 1982; Кренке Н.А., Периодизация дьяковских памятников бассейна Москвы-реки, «Краткие сообщения Института археологии АН СССР», 1988, в. 194.
А.Г. Векслер.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 637 | |
2 | 611 | |
3 | 599 | |
4 | 589 | |
5 | 589 | |
6 | 589 | |
7 | 588 | |
8 | 577 | |
9 | 571 | |
10 | 560 | |
11 | 559 | |
12 | 559 | |
13 | 532 | |
14 | 531 | |
15 | 517 | |
16 | 513 | |
17 | 511 | |
18 | 497 | |
19 | 476 | |
20 | 469 |