Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - корин павел дмитриевич

Корин павел дмитриевич

корин павел дмитриевич

(1892, Палех — 1967, Москва), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Из семьи потомственных палехских иконописцев; брат А.Д. Корина. В 1908—11 работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве. В 1911 помощник М.В. Нестерова при росписях церкви Покрова Марфо-Мариинской обители (копировал эскизы, переносил рисунок композиций на стены храма). В 1912—16 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, но своим главным учителем считал Нестерова, с которым постоянно поддерживал тесные дружеские и творческие связи. В 1916 самостоятельно выполнил росписи подземного склепа-усыпальницы Марфо-Мариинской обители (сохранились фрагментарно). В 1918—19 преподавал рисунок и живопись в Государственных свободных художественных мастерских. В конце 20-х гг. Корина увлекала идея создания масштабных пейзажей-панорам («Москва с Воробьёвых гор», 1928—30, ГТГ). В 1925, на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре, происходивших при большом стечении священнослужителей и народа, у Корина возник замысел многофигурной композиции, олицетворяющей совокупный образ Русской православной церкви — носительницы традиционных религиозных верований и основ жизненного уклада, вытесняемой новыми реалиями послереволюционной действительности (впоследствии эта исполненная внутреннего трагизма картина получила название «Русь уходящая. Реквием»). Корин нашёл для своих героев в Москве множество прототипов, с которых в 1929—37 писал многочисленные портреты-этюды, создав галерею сложных, психологически выразительных и жизненно достоверных образов («Митрополит Трифон», 1929, «Слепой», «Молодой иеромонах», «Отец и сын», все — 1931; «М.К. Холмогоров», «Схимоигуменья Фамарь», 1935, все — в собрании Дома-музея П.Д. Корина). Корин начал работу над этим монументальным замыслом в мастерской-мансарде (улица Арбат, 23; её обстановка запечатлена Кориным в картине «В мастерской художника», 1925, ГТГ). В 1931 общая идея произведения и уже сделанные этюды получили одобрение М. Горького, впоследствии оказывавшего художнику поддержку, в частности организовавшего для него большую квартиру-мастерскую на Малой Пироговской улице, 16, где Корин начал работать с 1933 (мемориальная доска). После смерти М. Горького Корин в 1936 был вынужден приостановить работу над своей главной картиной, ограничившись созданием общего эскиза композиции, в котором фигуры располагались в интерьере кремлёвского Успенского собора (1935—59, ГТГ). В конце 30-х — 50-х гг. Корин написал ряд портретов выдающихся деятелей культуры и искусства («Л.М. Леонидов», «М.В. Нестеров», оба — 1939; «В.И. Качалов», 1940, «К.Н. Игумнов», 1941—43, «С.Т. Конёнков», 1947, «М.С. Сарьян», 1956, все — в ГТГ). Суровая лаконичная пластика живописного языка Корина нашла развитие в его монументальных произведениях. В 1941—47 Корин сделал эскизы мозаик для большого зала Дворца Советов; в годы Великой Отечественной войны, обратившись к героическому прошлому России, создал триптих «Александр Невский», 1942—43, ГТГ; в 1951—52 выполнил эскизы и трудился над осуществлением цикла ярких декоративных мозаик на сюжеты русской военной истории для станции метро «Комсомольская-кольцевая» (Государственная премия СССР, 1952), сделал витражи на станции метро «Новослободская». Корин был талантливым реставратором. В 1935 расчищал пострадавшие при аварии в Третьяковской галерее произведения В.М. Васнецова, Нестерова, И.И. Левитана; в 1932—59 возглавляя реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реставрировал картины Дрезденской галереи, в 1946 руководил реставрацией фресок Успенского собора Кремля. В 1960—64 художественный руководитель Центральной художественно-реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В квартире-мастерской на Малой Пироговской улице (д. 16) в 1971 открыт Дом-музей П.Д. Корина (филиал Третьяковской галереи), где наряду с произведениями художника (этюды к «Руси уходящей», многочисленные рисунки, акварели) хранится собранная им в 20—60-х гг. и переданная по его завещанию в 1968 Третьяковской галерее превосходная коллекция икон XII—XIX вв. (в том числе иконы московской, новгородской, тверской, псковской школ XV—XVII вв., памятники так называемой строгановской школы, иконы палехских писем, среди которых — семейные иконы Кориных), произведения древнерусской мелкой пластики, лицевого шитья XVI в., а также богатый личный архив и библиотека Корина. Ленинская премия (1963).

Литература: Михайлов А., П. Корин, М., 1965; Антонова В.И., Древнерусское искусство в собрании П. Корина, М., 1966; Киселева Е.Г., Дом П. Корина, М., 1975; П.Д. Корин об искусстве. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике, М., 1988.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):