Древний мир Энциклопедический словарь - дионис
Дионис
Бахус, Вакх — в греч. миф. бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество вост. (фракийск. и лидийско-фригийск.) происхожд. Хотя имя Д. встречается на табличках критск. линейного письма «В» еще в 14 в. до н.э., распростр. и утверж-дение культа Д. в Греции относится к 8 — 7 вв. до н.э. Известны архаич. ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д. — сын Зевса и Деметры. Согл. основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванск. царя Кадма Семелы. В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались оргии в честь Д. и разыгрывался свящ. брак с супругой архонта-басилевса. В Аттике Д. были посвящены Великие, или городские, Дионисии, включ. в торжеств. процессии в честь бога состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включ. исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или сельские Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийск. бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Др. Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отожд. с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 706 | |
2 | 576 | |
3 | 569 | |
4 | 518 | |
5 | 482 | |
6 | 448 | |
7 | 447 | |
8 | 434 | |
9 | 428 | |
10 | 426 | |
11 | 423 | |
12 | 421 | |
13 | 421 | |
14 | 420 | |
15 | 416 | |
16 | 412 | |
17 | 410 | |
18 | 409 | |
19 | 408 | |
20 | 407 |