Древний мир Энциклопедический словарь - урартская мифология
Урартская мифология
источ. для изучения миф. представлений урартов (их госуд. Урарту, или Ванское царство, существовало в 9 — 6 вв. до н.э. Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строит. камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. до н.э. в нише скалы около оз. Ван приведен перечень имен 79 богов с указанием полагавш. им жертв. Боги в У. м. по преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первонач. зооморфного облика. Обязат. атрибут головного убора богов — рога, богини иногда наделены крылья-ми. Нек-рые божества представляют собой фантастич. существа с головой животного и человеч. туловищем, др. сочетают черты животного, птицы, человека: таковы крылатые быки и львы с человеч. лицом или торсом (заимствов. из ассиро-вавилонской миф. шеду), крылатые гении, иногда с головой животного. Возгл. пантеон Халди (гл. бог), Тейшеба и Шивини. Очевидно, Халди — исконно урартский бог, позднее приобретший общегос. значение. Его почитание распростр. и в погранич. р-нах Ассирии. Халди изображ. воином, стоящим на льве. Его молили о победе над врагом; в посвящ. ему храме («дом щита») в Мусасире (около совр. ирак. г. Равандуза, по ассир. источ., построен в кон. 9 в. до н.э.) отправлялся культ копья и щита. Супруга Халди — верхов. богиня Арубани (Арубаини), ее имя стоит рядом с им. Халди в неск. урартских надписях. Согл. ранним представл., супругой Халди была богиня Багбарту (Багмашту), имя к-рой встречается только в ассир. источ. В мусасирском храме Халди оракулы действовали, по-видимому, от имени Багбарту: в храме хранилось золотое кольцо с печатью для подтверждения решений Багбарту (по мнению Г. А. Меликишвили, первонач. Багбарту была местным божеством Мусасира, переосмысл. после распростр. в этой обл. культа Халди как его супруга). Тейшеба генетич. связан с малоазийским (хурритско-хеттским) богом Тешубом. Тейшеба считался богом грома, бури, непогоды и водной стихии, а также богом войны. Чаще всего он изображ. стоящим на быке. Супруга Тейшебы — богиня Хуба (по-видимому, соотв. хуррит. Хебат).
Символом бога солнца Шивини (ранее его имя ошибочно читалось как Арди или Ард), вероятно, был крылатый солнеч. диск (совпадает с ассир. символом Шамаша, часто встречается на урартских печатях с культовыми изображ.). Очевидно, супругой Шивини была богиня Тушпуеа; возможно, ее изображ. явл. крылатые жен. фигуры, украшаю-щие культовые котлы. К астральным божествам урартов относятся бог луны Шеларди (его символ — лунный серп), Сарди — богиня звезды или планеты Венера (ее символ совпадает с символом ассир. Иштар). В перечне богов фигурируют бог страны или земли Эбани, бог моря и воды Суинина, бог возвышенностей, гор Арни, бог дорог Хара, бог пещер Аирани. В У. м. известно древо жизни (существуют многочисл. изображ. сцен поклонения ему).
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 706 | |
2 | 576 | |
3 | 569 | |
4 | 518 | |
5 | 482 | |
6 | 448 | |
7 | 447 | |
8 | 434 | |
9 | 428 | |
10 | 426 | |
11 | 423 | |
12 | 421 | |
13 | 421 | |
14 | 420 | |
15 | 416 | |
16 | 412 | |
17 | 410 | |
18 | 409 | |
19 | 408 | |
20 | 407 |