Античный мир Словарь-справочник - анаксимандр
Анаксимандр
(греч. Anaximandros)
(ок. 610 546 до н.э.)
греческий философ из Милета, представитель ионийской философской школы, друг и ученик Фалеса. Традиция называет его также географом и геометром. Рассматривая мир в его целостности и единстве, А. брал за основу и начало всего существующего в природе не воду, не воздух и не землю, а то, что он сам назвал термином «апейрон» материально-вещественное начало.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 116-128; Богомолов А.С. Античная философия. М., 1975. С. 45-49; Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 60-72.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(610 -ок. 540)
др.-гр. философ, ученый и географ. Происх. из Милета. К 547 относится его трактат «О природе», от к-рого до нас дошли немногочисл. фр-ты и свид-ва антич. авторов. А. считал началом всего существующего бескон. природу, из к-рой все возникает и в к-рой все уничтожается, причем возникновение и уничтожение миров представляют собой постоянно повторяющийся цикл, процесс. Возникновение А. объяснял не качественным превращением первоэлемента, а выделением противоположностей из Единого вслед, вечного движения. А. полагал началом природу, среднюю между воздухом и огнем и воздухом и водой. По его мнению, всякая вещь рождается не из одной вещи, а из своих собст. начал, к-рые суть бесконечны и порождают бесчисл. миры. Цицерон приписывает А. отрицание бессмертия богов: они рождены, возникают и погибают через долгие промежутки времени. Признавая временную природу каждого из 4 элементов (вода, земля, воздух, огонь) в отд., А. сообщал свойства бескон. начала некоему промежуточному веществу. А. принадлежит изобретение гномона; согл. Диогену Лазртскому, он первый составил геогр. карту и соорудил небесный глобус. А. открыл наклонение зодиака и выдвинул поразительную теорию животного происх. человека (из рыб), а также идею постепенной эволюции животного мира. Причиной всех метеоявлений А. считал пневму, объясняя гром прорывом пневмы через густой аэр (облачный туман). Филос. взгляды А. представляют собой след, (после Фалеса) этап развития гр. натурфилософии, явл. попыткой решить проблему начала и всеобщего при помощи естественнонауч. методов и наблюдений в рамках чувственно-веществ. многообразия.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.