Античный мир Словарь-справочник - архитектура древнегреческая
Архитектура древнегреческая
строительное иск-во др. греков, уходящее корнями во II тыс. до н. э. После падения крито-микен. центров новый этап А. д. связан с возникновением в XII в. городов, располагавшихся вокруг крепостигшфополя на холме (Афины, Коринф). Гл. типом здания в А. д. стал храм, восходящий к осн. монумент, сооружению микенской эпохи мегарону. Др. постройки могли быть круглыми, овальными (Орхомен в Беотии) или с апсидой на торце. Уже в VIII в. храм отличался от мегарона наличием отдельного портика на фасаде (в Дреросе на Крите, глиняные модели из Аргоса). Ранее совмещенные кровля и потолочное перекрытие разделились, появилось чердачное перекрытие, породившее фронтон (Сев. Греция и Пелопоннес). Эллинская планировочная структура в VII в. известна на Крите: храм Б в Принии имел пронаос, наос и адитон. От мегарона остался алтарь-очаг, расположенный внутри сооружения; постепенно и он выводится из внутр. объема. След, шагом в развитии А. д. было обрамление здания колоннами и возведение ряда колонн, делящих внутр. пространство храма на два нефа (храм Артемиды Орфии в Спарте, IX VIII вв., Герайон на Самосе). Осн. элементом жилого дома длительное вр. был двор (ауле) с хоз. постройками; гл. помещение дома, мегарон, соединявшийся с двором через сени (продомос) и портик, окружали гинекей (жен. половийа), разл. кладовые. Для фундаментов (храм, дом), цоколя, ниж. части стен (храм) использовался камень, для стен необожженный кирпич (сырец) и дерево (каркас, перекрытия); отд. деревянные опоры устанавливались на каменных плитах (храм). Гр. город эпохи архаики (к. VII нач. VI в.) был скромным поселением вокруг укрепленного акрополя. Не все города VI в. имели оборонительные стены. Они возникли, no-вид., снач. в М. Азии, более подверженной нападениям, и, как др. сооружения, возводились на каменном цоколе из сырцового кирпича. Появился ряд новых типов обществ, сооружений: стой (длинные портики, на агоре для деловых встреч, при храмах для хранения приношений), булевтерии, пританеи, в общегр. святилищах сокровищницы, к-рые строил каждый полис по типу маленького храма. Планировка архаич. жилого дома сохраняла тот же состав помещений и их расположение вокруг двора, что и раньше. Формируется тип усадьбы с двором и крытой лоджией по трем его сторонам (простиль). В строит-ве появляется облицовка из терракоты, идет формирование разл. типов зданий, архит. ордеров, основных принципов полихромии. В VI в. в А. д. происходит перелом переход к каменному строит-ву, обусловленный развитием полиса, ростом городов и обществ, значения сооружаемых в них зданий. В классич. период полное освоение широких возможностей ордера приводит к небывалому многообразию архит. образов, придающих яркую индивидуальность каждому обществ, сооружению. В А. д. отдельных построек прослеживается личный почерк мастера. Аттич. архитекторы V в., отражая стремление Афин к главенству в Греции, пытаются создать единый всеэллинский стиль на основе различных ордеров. В Афинах складывается теория градостроит-ва (Гипподам из Милета), включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов (сохран. в Пирее, Олинфе, Милете, Приенё). Появляются открытые каменные театры, одеоны, нов. формы зданий для бол. собраний. Создаются архит. ансамбли: Олимпия, афинский Акрополь, Элевсин, Делъфы. Оформляется развитый тип др.-гр. жилого дома, снач. пастадного типа (с внутр. двориком, Олинф), затем перистиль, где центр, двор окружен колоннадой, куда выходили двери комнат. Обычными становятся дома в два этажа. По-прежнему в строит-ве доминировала стоечно-балочная система конструкций. Стволы колонн (в отл. от монолитных архаич., принятых в гр. городах Южн. Италии) состояли из отдельных барабанов, архитрав из каменных блоков, пост, на ребро. Помимо архитравных, появились перекрытия сводчатого типа: арка, известная в городских воротах Акарнании (V в.). Полуциркульные очертания имели гробницы IV в. (Филиппа II ок. Вергины, боспорских царей близ Пантикапея). В возведении стен применялись стандартные отесанные блоки (квадры), сложенные насухо и связанные железными скрепами, залитыми свинцом. В нек-рых случаях обтесывались только ребра блока («рустованная» кладка стен Приены, Мессены). Мрамор (лучшие породы паросский и пен-телийский), ранее шедший на элементы декора, теперь стал осн. строит-ным материалом для наземных частей сооружений. Продолжал использоваться известняк (порос). В более скромных постройках стены клались из трапециевидных блоков, стены жилищ из сырца на каменном цоколе. В той же технике часто сооружались оборонительные стены: сырец хорошо противостоял ударам стенобитных машин. В наружном декоре зданий был распространен архит. орнамент (особ, знамениты Эрехфейон, храм в Эпидавре). Внутр. отделка была разнообразной: в обществ, сооружениях полы выстилались каменными плитами, в жилищах чаще глинобитные или выложенные из цветной гальки. Стены обмазывались глиной, штукатурились и расписывались или окрашивались (выделялся цоколь и стена над ним, часто имитировавшая кладку). В IV в. ведущая роль в строит-ве переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и М. Азии. Развивается А. д. светских и жилых зданий. Дорич. ордер уступает гл. место ионическому и коринфскому. В эпоху эллинизма в М. Азии и Египте создается ряд новых крупных городов, культура к-рых приобретает гр.-вост. характер, в А. д. проникают декоративные элементы и формы Востока (Мавзолей). Архитек. ордера теряют былую лаконичность и монументальность, становятся декоративными. Храм утрачивает роль ведущего архит. типа, его место занимают монумент, алтари, обществ, здания, роскошные городские ансамбли (Пергам).
Е.А.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.