Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - елена

 

Елена

елена Елена

(греч. Helene)

 в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, известная своей красотой; избрала в мужья спартанского царя Менелая. Похищение Е. Парисом послужило, согласно мифу, причиной Троянской войны.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 дочь Зевса и Леды, супруги Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры, считавшаяся прекраснейшей из женщин. В юности Е. была похищена Тесеем и Перифоем и досталась по жребию Тесею. Пока Тесей спускался в Аид за Персефоной, братья освободили Е. и вернули в Спарту. Руки Е. добивались несколько десятков героев (Менелай, Диомед, Аяксы, Патрокл, Протесилай, Сфенел и др.). Тиндарей по совету Одиссея предоставил выбор мужа самой Е. и взял у ее женихов клятву, что они признают избранного ею супруга и будут защищать его честь. Е. вышла замуж за спартанского царя Менелая и родила ему дочь Гермиону. Когда Парис с помощью Афродиты похитил Е. и увез ее в Трою, Менелай позвал на помощь всех связанных клятвой героев, и они начали Троянскую воину. (По другой версии мифа, Парис увез в Трою призрак Е., созданный Герой (или Зевсом), а сама Е. была перенесена Гермесом в Египет и во время войны скрывалась у Протея. На обратном пути из Трои Менелай нашел Е. и увез ее в Спарту.) После взятия Трои Менелай с мечом разыскивал Е., чтобы казнить за измену, но увидев ее, простил и увез домой. После смерти Менелая Е. была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала на о-в Родос (вариант: в Тавриду). (По одному из преданий, после смерти Е. боги воскресили ее, и она стала женой Ахилла на о-ве Левка.)

 (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

 * * *

 Почти во всех источниках, в которых упоминается Елена, подчеркивается ее удивительная красота, в остальном же сведения о ней весьма противоречивы. Говорят, что Елена была дочерью Зевса и Леды, сестрой близнецов Кастора и Полидевка и сводной сестрой Клитемнестры; безусловно, она "вылупилась из золотого яичка", впрочем, по другой версии, земным отцом Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам Павсания, Елена вместе со своими братьями долгое время провела в Спарте. Представляется вероятным, что в Лаконии Елена была богиней еще в догреческий период, причем ее имя связывалось с птицами и деревьями; и Павсаний, в свою очередь, указывает на связь Елены с деревьями, а на острове Родос существовал культ Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появляется в свадебном гимне Менелаю и Елене в "Идиллии" (XVIII) Феокрита. Ничего подобного нет в литературной традиции, начатой Гомером. Там Елена совершенно очеловечена. Она жена Менелая из Спарты, похищенная Парисом (см. Суд Париса) и увезенная им в Трою, что послужило причиной продолжительной и кровавой Троянской войны. В "Илиаде" отсутствуют описания красоты Елены, но в книге (3) есть удивительно трогательный эпизод, когда старые троянцы соглашаются даже с войной, если в результате удастся сохранить Елену в Трое. В "Одиссее" она мирится с Менелаем и становится гостеприимной, погруженной в домашние заботы хозяйкой. В более поздних легендах рассказывается, что еще до замужества Елену похитил Тесей, но братья освободили ее, что со смертного ложа Елена была унесена, чтобы жить вечно с Ахиллом на "белом острове" в Черном море; и морализаторская нота превозносит предположение, что она дочь не Леды, а Немезиды.

 Большинство не гомеровских деталей это местные легенды и фольклор, но существует примечательный вариант поэта Стесихора, писавшего, что в Трою отправился только призрак, а настоящая Елена оставалась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в "Федре"), этому следовал Еврипид в своей "Елене". Подобный мотив снова возникает в опере Гофмансталя Р. Штрауса "Елена Египетская" и в поэме Сефериса "Елена":

...так много страданий, так много жизни,

присоединившейся к хаосу,

все из-за пустой туники, все из-за Елены.

 Еврипид в "Оресте" и "Троянках" придерживается традиционного взгляда и так же враждебен к Елене, как Эсхил в "Агамемноне". Это общее для греков отношение к Елене из-за несчастий, причиной которых она послужила. Риторики, как Горгий и Исократ, могли пространно высказываться в ее пользу, но это на самом деле только примеры упражнений в панегириках. Римляне: Вергилий, Овидий, Сенека при упоминании Елены осуждали ее слабость. И, как можно было ожидать, она оказывается среди похотливых в смерче Дантова второго круга:

А там Елена, тягостных времен

Виновница...

 Елена приходит в легенду о Фаусте через гностическую мистику поздней античности, которая связывает ее с волшебником Симоном Магом. Для Гете она была символом всего идеализированного в эллинизме. В "Фаусте" (часть 2) она Красота греческого идеала, который Гете надеялся соединить с немецким средневековым романтизмом.

 Шекспиров Троил, естественно, выдвигает романтическую защиту

 Греческой королевы, чья молодость и свежесть

 Посрамляют Аполлоновы и заставляют утро выглядеть несвежим.

 Но к концу этой жестокой пьесы скорее согласишься с Гектором, что "она не стоит того, во что обошлась".

 Елена один из самых соблазнительных образов в изобразительном искусстве, особенно во времена эпохи Возрождения. Тинторетто, Рени, Тишбейн, Давид в живописи, Росси, Пюже, Канова в пластике оставили нам свое видение прекраснейшей из смертных.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 В греческой мифологии Елена прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды (по другой версии Немесиды), сестра Диоскуров и Клитеместры. Когда Елена была двенадцатилетней девочкой (а некоторые говорят, даже еще моложе), афинский царь Тесей и его друг царь лапифов Пирифой похитили ее, после чего по жребию она досталась в невесты Тесею. Предвидя, что афиняне не одобрят возникающей ссоры с грозными Диоскурами, Тесей отправил Елену в деревню Афидны к своему другу Афидну, наказав денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место ее пребывания. Через несколько лет, воспользовавшись отсутствием Тесея, который с Пирифоем отправился в царство мертвых (чтобы добыть Пирифою в невесты другую дочь Зевса Персефону, жену Аида), Диоскуры разыскали сестру и вернули ее в Спарту к царю Тиндарею, своему земному отцу и супругу Леды.

 Когда Елена достигла брачного возраста, слух о ее красоте распространился настолько широко, что сватать девушку собрались несколько десятков царей и знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и другие). Опасаясь своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и к будущему зятю, Тиндарей, по совету Одиссея, потребовал, чтобы они дали клятву оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены стал самый богатый из ахейцев Менелай, сватом которого был его старший брат микенский царь Агамемнон, уже женатый на другой дочери Тиндарея Клитеместре. От брака с Менелаем у Елены родилась Гермиона. Однако этот брак был обречен: задолго до замужества Елены, принося жертвы богам, Тиндарей случайно забыл об Афродите, которая поклялась в отместку сделать так, что три его дочери Клитеместра, Тимандра и Елена печально прославятся своими любовными изменами. Когда Афродита, выполняя данное троянскому царевичу Парису обещание, привела его в дом Менелая, Елена сразу увлеклась юным красавцем и, воспользовавшись отсутствием не отличавшегося большой наблюдательностью супруга, бежала с Парисом в Трою, оставив на попечение кормилицы свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыв прихватить большую часть дворцовых сокровищ и много рабов. По другой версии мифа, Гермес по велению Зевса похитил Елену и перенес в Египет, где она жила под защитой мудрого старца Протея; а тем временем призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят некоторые, Протеем) из облаков, был с Парисом послан в Трою с единственной целью вызвать войну. Путешествие Елены с Парисом в Трою, по одной версии мифа, проходило без особых осложнений и заняло всего три дня, по другой Гера наслала бурю, которая занесла корабль беглецов к берегам Финикии, по третьей Парис, чтобы избежать погони, сознательно уплыл в противоположную от Трои сторону и долго находился с Еленой в Финикии и на Кипре. Прибыв, наконец, в Трою, Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые она навлекла на их город.

 Девятнадцать лет спустя, после гибели Париса на десятом году разгоревшейся из-за Елены Троянской войны, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. Несмотря на то что богам было угодно устроить брак между Парисом и Еленой, она порой вспоминала, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (палладий). Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя: она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся греков, подражая голосам каждой из их жен по очереди; один из ахейцев уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину нежеланному супругу. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за измену ему как мужу, однако при виде сияющей прежней красотой жены он выпустил меч из рук; и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли.

 После долгих скитаний Елена возвратилась с Менелаем в Грецию в тот самый день, когда в Микенах судили Ореста за убийство Эгисфа и Клитеместры. Возмущенный тем, что Менелай не заступился за него, Орест попытался убить Елену, но Аполлон по воле Зевса спрятал ее в облако и отнес на Олимп, где она стала бессмертной и вместе со своими братьями Диоскурами покровительствовала попавшим в беду морякам. По другой версии, Елена и Менелай благополучно вернулись в Спарту и жили там долго и счастливо. После смерти Менелая Елена была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду. По одной из версий данного мифа, на острове Родос царица Поликсо вначале радушно приняла Елену, однако затем приказала своим женщинам, нарядившимся эриниями, повесить ее на дереве в отместку за гибель на Троянской войне своего мужа Тлеполема. Хотя есть и такая версия, что Елена повесилась сама от тоски по Менелаю. После своей смерти Елена, как говорят некоторые, была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где ее тень соединилась вечным союзом с тенью погибшего в Троянской войне величайшего греческого героя Ахилла.

 (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины