Античный мир Словарь-справочник - эпикур
Эпикур
(греч. Epikuros)
(342/341 271/270 до н.э.)
знаменитый греческий философ; родился на о-ве Самос в семье сельского учителя; юношей переехал в Афины, затем путешествовал по городам Малой Азии. Окончательно поселившись в Афинах в 307 г., Э. основал школу, известную под названием «Сад Эпикура». Он написал свыше 300 трудов, развивавших атомистическое учение Демокрита, среди них «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «Канон» (все они сохранились лишь частично). Э. объяснял все явления природы ее же внутренними закономерностями, считая мир материальным и состоящим из пустоты и движущихся в ней атомов разной формы и величины. Боги, согласно Э., тоже состоят из атомов и обитают в пространствах между мирами, ведя блаженную жизнь и не вмешиваясь в земные дела.
Свое атомистическое учение Э. использовал для построения этической теории, в первую очередь, чтобы обосновать положение о свободе воли: атомы души так же свободны, как и все другие атомы, и не подчиняются никакому принуждению. Смысл человеческой жизни в удовольствии, но не в узком, а в широком смысле слова: это не только наслаждения, а и свобода от душевных и физических страданий, безмятежность духа. Человек должен освободиться от страха смерти и стремиться к покою и уравновешенному состоянию; однако достигнуть такого состояния можно только обладая добродетелью и мудростью. Все это определяло главные черты этики Э. индивидуалистичность и созерцательность. Жить в тихом, укромном месте, отказаться от участия в общественной жизни и гос. делах вот к чему должен, по мысли Э., стремиться человек. Этические взгляды Э. получили широкое распространение в первую очередь благодаря личному примеру философа и деятельности его школы, которую могли посещать даже женщины и дети.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 397-442; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 178-236; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С. 223-230.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий философ, основатель эпикурейской системы философии. Прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную, под названием "Сад Эпикура", не уступавшую Академии Платона. Здесь в качестве учеников допускались также женщины, и рабы. Основой учения Эпикура являлась атомистическая теория Демокрита, в этике развивалась теория, согласно которой боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, так что их не надо ни умилостивлять, ни бояться. Таким образом люди освобождаются для стремления к своей естественной цели счастью и спокойствию. Свобода же эта может быть достигнута лишь путем отречения от мирских целей. Изложение идей Эпикура наилучшим образом дано в поэме римского поэта Лукреция Кара "О природе вещей". Эпикуреизм был весьма популярен в античном мире, выдерживая нападки как со стороны стоиков, так и со стороны христиан. При этом, однако, часто толковался неверно, как стремление к удовольствиям и материальным выгодам.
Эпикуреизм развивали рационалисты 18 в., а в Американскую декларацию независимости вписано право каждого человека стремиться к своему счастью.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, основатель эпикуреизма, ученик Навсифана, последователь Демокрита. Род. на о-ве Самос в семье афинского колониста, в юности лереехал в Афины, где в 306 основал филос. школу, известную как «Сад Э.». Гл. соч. Э. «О природе» не сохран. До нас дошли 3 письма (Геродоту, Пифоклу и Менекею), в к-рых содержится изложение его атомистической концепции, учение о душе, астроном, воззрения и этич. взгляды, а также соч. «Главные мысли», представляющее собой собр. филос. афоризмов.
Усвоив атомистическую доктрину Демокрита, Э. дополнил ее рядом положений: учением о бесконечной делимости атомов и теорией случайных отклонений атомов от заданных траекторий, вслед, чего происх. их столкновения, т. е. образование чувственно-восприним. предметов. Э. отвергал сократический тезис о тождестве разума и добродетели и разум, миру Логосу стоиков противопоставлял мир ощущений, основанный на удовольствии. Согласно Э., умозрит. знание и добродетель не явл. самоценными; достоверность первого проверяется ощущением, а пригодность второго удовольствием. По мн. Э., чувственн. восприятие явл. источником подлинного знания постольку, поскольку оно связано с наслаждением. Само наслаждение Э. определял как отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внеш. условий. В отличие от Аристиппа, Э. учил о ровном, постоянн. и неубывающем наслаждении, к-рое должно обеспечить человеку блаженную жизнь. Челов. душу Э. считал смертной и состоящей из особо тонких атомов и утверждал, что смерть не имеет к человеку никакого отношения («когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»). Э. признавал существование бессмертных богов, к-рые пребывают в вечном блаженстве в отдаленных «интермундиях» (пространствах между мирами) и не вмешиваются в жизнь людей. Последователем Э. был Лукреций, изложивший его учение в худож. форме.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.