Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - еврипид (эврипид)

 

Еврипид (эврипид)

еврипид (эврипид) Еврипид (Эврипид)

(греч. Euripides)

(ок. 485 406 до н.э.)

 один из наиболее известных афинских драматургов. Число написанных им трагедий превышало 90. Сохранилось 18 произведений Е.: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Андромаха», «Гекуба», «Геракл», «Ифигения в Тавриде», «Киклоп», «Электра», «Елена», «Финикиянки», «Ион», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде», «Просительницы», «Троянки».

 В отличие от Эсхила и Софокла Е. приблизил своих героев к действительности. Он свободно обращался с мифами, позволив себе критику старых религиозных верований. Творчество Е. отображает идеологический кризис афинской рабовлад. демократии. Мыслитель и поэт, он чутко реагировал на волнующие вопросы социальной и политической жизни Эллады. Театр Е. своеобразная энциклопедия развития философ. мысли в Элладе 2-й пол. V в. до н.э., за что античная критика справедливо назвала Е. «философом на сцене». Характерно отношение Е. к рабам: они не занимают приниженного положения и часто выступают доверенными лицами своих господ. В трагедии «Елена» (ст. 727 733) высказана радикальная по тому времени мысль, что добрый, чистый сердцем раб ничем не хуже свободного человека. Острота драматических конфликтов, заканчивающихся, как правило, гибелью героя или его близких, делает Е. одним из трагичнейших поэтов античности. По своим политическим взглядам Е. был сторонником умеренной демократии, его симпатии на стороне крестьянина, возделывающего собственными руками свою землю.

 Е. высоко ценил Платон (О государстве. VIII, 18). Об успехе драматурга в Греции рассказывают Лукиан (в Абдерах при царе Лисимахе весь город пел арии из «Андромахи») и Плутарх (после поражения афинян в Сицилии местные жители освобождали тех пленных, которые пели или декламировали стихи Е.). Трагедии Е. имели большое влияние на творчество Сенеки, а в новое время на Ф. Грильпарцера, Ж. Расина и др. европейских драматургов.

 Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. И. Анненского, С. Шервинского, вступ. ст. В.Н. Ярхо. М., 1969; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 138-190; Гончарова Г. Еврипид. М., 1984; История греческой литературы: В 3 т. Т. 1. М., 1946. С. 377-424.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

(ок. 480-406 до н. э.)

 Последний из трех великих афинских драматургов; 19 из 92 его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы: так, хор у Еврипида часто является комментатором, а не участником действия, а персонажи ведут беседы на современном языке, он глубоко интересуется женской психологией (Медея, Федра). Подвергался критике за принижение трагедии, рационализм, явную непристойность. Послужил объектом блестящей пародии для Аристофана ("Лягушки"). Раздраженный отсутствием значительного успеха в Афинах, в 408 Еврипид переселяется в Фессалию, а затем в Македонию, где создает "Вакханок" и умирает при дворе царя Архелая. После смерти становится наиболее популярным драматургом, пьесы которого часто ставят. Является автором прекрасных лирических стихов; Аристотель называет его самым "трагическим среди поэтов". Мильтон со ссылкой на Плутарха приводит предание, по которому спартанцы пощадили Афины в 404 до н. э., услышав пение хора в "Электре".

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

(ок. 484 406)

 др.-гр. драматург. Род. и часто жил на о-ве Саламин. Впервые выступил на афинском театре в 455, первую победу в соревнованиях трагич. поэтов одержал в 441. В дальнейшем не пользовался признанием современников: при жизни завоевал 1-е место всего 4 раза, посл., 5-я победа была присуждена ему посмертно. После 408 Е. переехал в Македонию, ко двору царя Архелая, где и умер.

 Е. написал 92 драмы; до нас дошли 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множ-во фр-тов в т. ч. папирусных, указывающих на огромную популярность Е. в эпоху эллинизма. 8 трагедий Е. датируются вполне надежно: «Алкестида» (438), «Медея» (431), «Ипполит» (428), «Троянки» (415), «Елена» (412), «Орест» (408), «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» пост, в 405 посмертно. Остальные по косвен, свид-вам (ист. намеки, особенности стиля и стиха): «Гераклиды» (430), «Андромаха» (425 423), «Гекуба» (424), «Просительницы» (422 420), «Геракл» (рубеж 420-х), «Ифигения в Тавриде» (414), «Электра» (413), «Ион» (412 408), «Финикиянки» (411 409). «Киклопа» относят то к 40-м годам, то к 414. Дошедшая под именем Е. трагедия «Рее» ему не принадлежит. Все сохранившиеся трагедии Е., кроме «Алкестиды», написаны в годы Пелопоннесской войны, к-рая находит отражение во мн. из них. В первое 10-летие войны (431 421) Е. занимает патриот, позицию, изображая Афины заступниками слабых и гонимых, а Спарту обвиняя в коварстве и деспотизме («Гераклиды», «Андромаха»), В «Просительницах» афинский царь Тесей берет под защиту матерей и детей полководцев, павших в походе на Фивы. В «Гекубе» Е. с глубоким сочувствием рисует долю побежденных; «Троянки», пост, в самый разгар подготовки к Сицилийской экспедиции, звучат как протест против войны вообще. Вместе с тем в трагедиях Е. разбросано множ-во размышлений о судьбе человека и влиянии на нее богов, управляющих миром; о верности и дружбе, о показном и истинном благородстве, о доле женщин и рабов, т. е. о проблемах, широко обсуждавшихся в то время в Афинах, в т. ч. в кругу софистов. Глубокий интерес Е. к совр. ему обществ, мысли создал ему еще в древности репутацию «философа на сцене», хотя не следует преувеличивать влияние на него софистов и искать последовательности в высказываниях разл. героев. Гораздо больше интересует Е. диалектика челов. души, испытывающей на себе воздействие противоречивых внеш. и внутр. сил. В отличие от своих предшественников Эсхила и Софокла, Е. не видит конечной разумности мира, в к-ром человек теряет опору в неких безусловных нравств. ценностях. Неразрешимая драматич. коллизия складывается в «Медее», где желание героини отмстить изменившему мужу ценой жизни собств. детей становится источником трагич. внутр. конфликта, опустошающего душу самой мстительницы. Недостаточность одностор. ориентации как на внеш. норму, так и на внутр. самооценку явл. причиной гибели обоих героев в «Ипполите»; вместе с тем уже в этой трагедии претерпевает существ, эволюцию столь важная для афинской трагедии проблема ответственности: богиня Артемида снимает с Тесея вину за смерть Ипполита, т. к. он действовал в неведении. Точно так же Геракл (одноим. трагедия), убив в состоянии безумия, насланного Герой, жену и детей, находит в кон. счете оправдание в том, что он сделал это не по своей вине и что остаться жить большее для него испытание, чем самоубийство. В дальнейшем проблема ответственности у Е. либо находит выражение в ритор, споре, где каждая сторона остается при своем мнении («Троянки»), либо вырождается в трагич. фарс («Орест»). Исключ. составляет «Электра», в к-рой осуществление справедливой мести тем не менее ставит Электру и Ореста перед нрав, пропастью. «Электра» и «Орест», а еще раньше «Андромаха» являются в то же время примерами дегероизации мифа, теряющего для Е. знач. «священной истории» героич. прошлого и нормы поведения. Утрата веры в справедливость мироздания, в к-ром человек отдан на волю капризов случая и предоставлен игре страстей, вызывает появление в позднем твор-ве Е. т. н. «трагедий интриги» («Елена», «Ифигения в Тавриде», «Ион», отчасти «Орест»). Божеств, «сценарий», предумотренный для смертных, в конце к. осуществляется, но к нему ведет трудный, полный тревоги и людских страданий путь, заканч. благополучным исходом в большей степени благодаря усилиям смертных, чем божеств, помощи. Вмешательство богов в этих трагедиях представляет собой посл. попытку сохран. за миром хотя бы малую долю той разумности, к-рую видели в нем Эсхил и Софокл. Сюжетные мотивы, к-рые Е. разрабатывал в «трагедиях интриги» (встреча некогда разлученных мужа и жены, брата и сестры, насилие над девушкой, опознание подброшенного ребенка), получили впосл. развитие в «новой» аттич. комедии и в др.-гр. романе. От посл. трилогии Е., написанной в Македонии, сохран. «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки», вновь отражающие противоречивость его твор-ва. Свое решение пожертвовать жизнью ради победы греков над троянцами юная Ифигения принимает среди негероич., недостойного ее «обывательского» окружения, к-рое резко контрастирует с патриот, порывом героини. В «Вакханках» месть бога Диониса за его мать Семелу становится причиной ужасной смерти фиванского царя Пенфея, ничуть не повинного в гибели Семелы. Драматургия Е. явл. последним этапом на вековом пути др.-гр. трагедии, знаменуя отказ от монумент, образов Эсхила и героич. нормативности Софокла. Новое для гр. трагедии у Е. образ человека, вступающего в действие не с уже сложившимся решением, а испытывающего в душе противоборство этич. норм и индивид, влечений; незаслуженные страдания становятся часто причиной мести, жертва к-рой физически или нравственно сам мститель. В этом смысле Аристотель назвал Е. «трагичнейшим из поэтов». Е. существенно обогатил средства изобр. персонажей, введя, с одн. ст., монодии, служащие для выражения наивысш. напряжения чувств, с др. построенные по всем правилам ораторского иск-ва монологи и диалоги (огоны), в к-рых оценка героем своего положения и обосновывание принимаемого решения подвергаются логическому анализу. Еще больше по ср. с предшественниками сокращается у Е. роль хора и в колич. отношении, и по существу, т. к. песни хора часто посвящены размышлениям на общие темы, не имеющим прямого отношения к сюжету. Меняется назнач. прологов и эпилогов. Первые обычно содержат достаточно «протокольную» экспозицию, назначение вторых введение действия в традиц. мифолог, схему, не обусловленное его предыдущим развитием (в трагедиях послед. лет твор-ва Е. эта задача обычно возлагается на «деус экс махина»).

 С композ. т. зр. трагедии Е. являют достаточное разнообразие: действие м. б. сосредоточено вокруг гл. героя («Медея»), но м. б. выведены и два равноправных центр, персонажа, противопоставленных по отношению к жизненным ценностям («Ипполит»); трагедии, делящиеся по содержанию на две половины, тем не менее объединяются по замыслу судьбой одного героя («Гекуба», «Геракл»); представлены трагедии с ярко выраженной эпизод, структурой («Троянки», «Финикиянки»); драмы последнего периода («Ифигения в Тавриде», «Елена», отчасти «Ион») построены по принципу фронтонной композ., будучи составлены из примерно равновеликих блоков, симметрично группирующихся вокруг центральной сцены.

 В.Я.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины