Античный мир Словарь-справочник - феокрит
Феокрит
(греч. Theokritos)
(конец IV в. 1-я пол. III в. до н.э.)
греческий поэт, выходец из Сиракуз, один из наиболее видных представителей александрийской поэзии; известен как автор идиллий, сценок из жизни пастухов и земледельцев. Вместе с тем Ф. показывает в своих произведениях и реалии городской жизни, создает галерею образов представителей самых различных профессий и социальных слоев врачей, воинов, купцов, атлетов, гадалок, молодых бездельников, флейтисток и т.д.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 300 ок. 260 до н. э.)
Греческий пасторальный поэт из Сиракуз, жил главным образом на острове Кос и в Александрии. Его "Идиллии" включают в себя дидактические эпиграммы, поэмы, прославляющие Птолемея, а также стихи-мимы, в которых правдиво изображена жизнь простого народа, например празднества, посвященные Адонису. Высшим достоинством Феокрита было создание жанра пасторальной поэзии, которая оказала значительное влияние на Вергилия и всю последующую буколику (см. Аркадия). Хотя он писал на дорийском диалекте для изысканной аудитории, его искренняя поэзия получила признание у сельских жителей Сицилии и Южной Италии.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(1-я пол. IV в. до н. э.)
др.-гр. поэт. Род. в Сиракузах, был близок ко двору мест, правителя Гиерона И; затем жил на о-ве Кос и в Александрии. Под именем Ф. известно 30 небол. поэм (подлинность нек-рых из них сомнительна) и 26 эпиграмм, собр. воедино только в Риме во 2-й пол. I в. до н. э. В совр. литературовед, поэмы Ф. принято называть идиллиями, хотя в действительности его твор-во значительно шире, чем предполагает традиц. представление об этом жанре. В наследии Ф. м. б. выделены, не считая эпиграмм, буколики, мимы, эпиллии и энкомии. Идиллии Ф. в больш-ве своем написаны неск. модифицированным гексаметром на лит. дорийском диалекте, что явл. смелым худож. экспериментом, т. к. гексаметр издавна служил размером эпоса и соединялся с ионийским диалектом. Наибол. худож. интерес в твор-ве Ф. представляют его буколики и мимы. В осн. буколик лежит фольклорный жанр поэтич. состязаний сицилийских пастухов, имевший за собой длительную традицию (простейший образец такого обмена песенными двустишиями идилл. V). Исполнителями чередующихся песен и у Ф. выступают пастухи, прошедшие, однако, более серьезную лит. подготовку, чем их реальные прототипы. Наряду с диалогическим построением в идиллиях Ф. представлены примеры вложенной в уста пастуха сольной песни с трагич. содержанием (рассказ о смерти Дафниса в идилл. I), но чаще с иронич. оттенком (жалобы отвергнутых влюбленных в идилл. III и XI). Масками пастухов Ф. пользуется в идилл. VII («Праздник жатвы»), где под видом селян выводит себя среди совр. поэтов и излагает свою лит. программу, отдавая предпочтение «малым жанрам» перед попытками возрождения героич. эпоса. Среди мимов Ф. наиб, яркими образцами явл. идилл. II («Колдуньи»), замечательная изображением любовного чувства, и XV («Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса»), живо рисующая обстановку празднества в Александрии и характеры двух его участниц рядовых жительниц египет. столицы, происходящих из Сиракуз. Творч. манеру Ф. отличает умение неск. выразительными деталями создать как запоминающийся пейзаж, так и живые образы персонажей. Он хорошо знает мир деревьев и растений, животных и птиц, так что его картины спокойной природы, радующей глаз и слух, приобретают точность и конкретность. Также с помощью ярких штрихов и коротких реплик создает Ф. контрастные образы пастухов (старшего Комата и младшего Лакона идилл. V), жнецов (грубоватого Милона и чувствительного Букая идилл. X) или неудачливых воздыхателей (в т. ч. и миф. Киклопа идилл. XI). Преим. языковыми средствами обрисованы обе горожанки в идилл. XV, причем и здесь заметна разница между экспансивной Праксиноей и более сдержанной Горго. Показательно описание брошенной Симефы (идилл. II), где Ф. примыкает к тем способам изображения любовного чувства, к-рые восходят к ранней лирике и трагедии V в. (внеш. симптоматика, уподобление любви неизлечимой болезни).
Бол. достижением Ф. (гл. обр. в буколиках и миме) явл. легкость стиха, отличающегося непринужденностью и живостью интонаций разг. речи.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.