Античный мир Словарь-справочник - горгий
Горгий
(греч. Gorgias)
(ок. 485 380 до н.э.)
греческий софист и ритор из Леонтины (Сицилия); в 427 г. посетил Афины как член посольства и впоследствии переселился туда навсегда. Из творческого наследия Г. сохранилось несколько речей.
Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. М., 1985. С. 27-31.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
***
(483-375 до н. э.)
Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса:
1. Ничто не существует.
2. Если бы и существовало, то было бы непознано.
3. Если бы и было познано, то невыразимо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(483 375)
др.-гр. оратор и философ-софист, основоположник риторики. Происх. из Леонтин (Сицилия), ученик Эмпедокла. Бол. часть жизни провел в Фессалии (г. Ларисса). В 427 Г. возглавлял посольство Леонтин в Афинах, целью к-рого было получить помощь против Сиракуз; благодаря своему красноречию добился успеха. Учеником Г. считался Исократ. Из творч. наследия Г. сохран. немногое; целиком дошли лишь две речи: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Г. был также известен как автор несохран. филос. соч. «О том, чего нет, или О природе», в к-ром доказывались след, положения: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы облечь в словесную форму. Филос. доводы Г. носят софистический характер, что позволяет думать о ритор, целях данного соч. (доказ. абсурдных тезисов). Софистика Г. испытала сильное влияние философии элеатов. Г. признавал существование неизменного бытия Парменида, отличного от чувственно-воспринимаемого мира, к-рый подвержен постоянным изменениям. Одн. человек, по Г., не может проникнуть в сферу этого бытия, поскольку его мышление неустойчиво и переменчиво. Поэтому любое филос. познание невозможно. По словам Платона, Г. утверждал, что «искусство убеждать людей много выше всех искусств, т. к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Г. был автором многих ритор, нововведений (т. н. «горгиевых фигур»), в т.ч. антитез, симметрично построенных периодов и предложений с одинаковыми концовками.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.