Античный мир Словарь-справочник - мифология античная
Мифология античная
совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение между ними твердой разграничительной линии вызывает значит., подчас непреодолимые трудности. Кроме того, в худож. оформлении мифа существ, роль играют законы устного творчества, в т. ч. героич. сказания. Наконец, в М. а. объединились различные и разноврем. пласты, выделение к-рых тоже не всегда бесспорно. Поэтому в дальнейшем речь пойдет только об отражении М. а. в художественной литературе антич. мира, в к-рой миф сначала играет соц.-нормативную роль, а затем все больше становится арсеналом образов и сюжетных ситуаций.
В окружающем мире античный человек видел участие божеств, сил, причем характерной чертой М. а. явл. придание этим силам антропоморфного облика. Выделившиеся из первонач. хаоса Небо и Земля представляются в образах Урана и Геи, к-рые вступают между собой в брачные отношения и порождают след, поколение богов-титанов во гл. с Кроном и его супругой Реей. В свою очередь, титаны уступают место богам-олимпийцам, свергающим Крона и одолевающим предыдущее поколение богов с помощью физ. силы. С приходом к власти верховного олимпийца Зевса устанавливается тот мировой порядок, к-рый осуществляется целым рядом богов, находящихся с Зевсом в близких родственных отношениях, если даже раньше каждый из них был самостоят, местным (подчас догр. или внегр.) божеством. Во власти самого Зевса находятся небесные стихии он вызывает гром и молнии, обрушивает на землю дождь и град, но вместе с тем явл. главой всего божеств, пантеона. Поделивший с Зевсом по жребию власть Посейдон распоряжается морской стихией, третий брат Аид владычествует над подземным царством и тенями умерших. Гера как супруга Зевса явл. покровительницей брака; их дети Гефест и Арес. Первый замечательный кузнец и ювелир, второй олицетворяет жестокую, губительную войну. Войной как одной из форм гос. политики ведает дочь Зевса Афина полифункциональная богиня, в к-рой видят охранительницу обществ, строя («градодержица») и благополучия граждан, а также покровительницу ремесленников. Неск. сыновей Зевс имеет от др. жен; из них Аполлон губящий и исцеляющий бог, прорицающий волю Зевса; Артемида девственная богиня-охотница; Гермес посланник богов, покровитель путешественников и мореходов; Дионис бог виноградарства и виноделия. Дочерью Зевса в классич. эпоху делают и богиню любви Афродиту, в действит. очень древнее божество, вер., восточного происхождения. Др. древнейшим членом олимп. пантеона явл. Деметра <«мать-земля»), научившая людей хлебопашеству. Всем олимп. богам свойственны челов. страсти и слабости, они способны враждовать между собой, помогать смертным или карать их за непочтение.
Наряду с божеств, пантеоном существенную, если не большую часть мифов составляют сказания о героич. прошлом древ, греков. Эти предания группируются вокруг ист. центров Греции II тыс. до н. э., известных преим. в крито-микен. эпоху (XVI XII вв.). При этом древ, греки отдавали себе отчет в хронолог, последовательности следующих друг за др. поколений героев и ставили их между собой в опред. синхронные отношения, если даже эти связи не всегда были вполне однозначны. Так, родоначальником микен. династии считался Пелоп, обосновавшийся в Элиде (сев.-зап. Пелопоннес) и изгнавший своих сыновей (Атрея и Фиеста), к-рые нашли убежище в Микенах и оспаривали друг у др. царский престол, пока власть не досталась Атрею. Сын Атрея Агамемнон возглавляет гр. войско в Троянском походе, в к-ром вместе с др. сражаются Аякс и Тевкр сыновья Теламона, участвовавшего в захвате Трои в предыдущем поколении, вместе с Гераклом. Современниками Геракла явл. семеро против Фив, начавшие войну против этого города, в к-рой они почти все погибли. Сыновья двух из «семерых» Диомед и Сфенел, участники нового похода против Фив, а затем Троянской войны. Современником Геракла явл. Мелеагр из Этолии, возглавивший охоту на Калидонского вепря, о к-рой в «Илиаде» вспоминают как об имевшей место в предыдущем поколении. Родств. связи между героями и их синхронизация создавали в сознании греков представление о миф. героях как о реальных личностях, к-рые стояли перед лицом испытаний, должны были решать свои нравственные проблемы и т. п. Вместе с воспоминаниями о легендарном прошлом в героич. мифологию древ, греков вовлекались др. фольклорные образы и мотивы. Геракл и Тесей наделялись свойствами т. н. культурных героев, очищающих землю от чудовищ и великанов; встреча Эдипа с неведомым ему отцом Лаием воспроизводит сюжет поединка отца с сыном, восходящий к древнейшему периоду матрилокальных браков; неприятие брачных отношений между двоюродными братьями и сестрами получает отражение в мифе о Данаидах, убивающих своих женихов. Далекие странствия с опасным заданием, в к-рых на помощь герою приходят волшебные помощники, составляют часть мифа о Персее; завершающее их освобождение Андромеды и победа над соперником представляют собой трансформацию мотива богатырского сватовства. В итоге М. а., поступившая в распоряжение гр. и рим. поэтов, составляет сложный конгломерат; каждый автор выбирает из него нужные ему ситуации, правдоподобность к-рых миф подтверждает своим авторитетом. Нач. этап на этом пути поэмы Гомера, в к-рых боги непосредственно соприкасаются со смертными, то вступая между собой в битву, то вмешиваясь в исход сражений (гибель Патрокла и Гектора), то помогая своим любимцам (как Афина Одиссею). Образы богов и миф. героев, разрабатываемые в последующей лит., восходят к фигурам, созданным Гомером (2-я пол. VIII нач. VII в.). С др. ст., мн. ситуации, не охваченные его поэмами, получили освещение в киклическом эпосе и гомеровских гимнах, также служивших источником для позднейших произв. Первую систематизацию мифов о богах и их родословных осуществляет Гесиод (1-я пол. VII в.). Бол. место занимает М. а. в твор-ве авторов мелики. Сапфо, Алкей воспринимают участников троянского мифа как своих реальных предшественников, обращаясь к их образам как примеру челов. поведения. Новые краски в изобр. мифолог, событий вносит Стесихор. Обоснование нравственных норм и многочисл. примеры взаимоотношений богов со смертными находит в мифах Пиндар (V в. до н.э.). Для афинской трагедии V в. героич. мифология представляет огромный репертуар сюжетов и образов, к-рые Эсхил и Софокл трактуют как священную историю прошлого; в ней они ищут ответа на вопросы совр. им действительности, актуализируя старинный миф в духе новой обществ, проблематики или создавая грандиозные картины трагич. столкновения индивида с непознаваемостью божеств, разума. В твор-ве Еврипида мифолог, мировоззрение испытывает серьезный кризис: под сомнением оказывается справедливость миродержавной воли богов, а традиц. миф. сюжет разрушается без адекватной ему замены. У Аристофана боги и герои становятся объектом осмеяния, коренящегося в ритуале весенних праздников плодородия.
В поэзии эпохи эллинизма (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский) авторитет богов падает, и образы их снижаются до уровня обычных людей с их бытовыми повседневными заботами и неурядицами. В то же время представители александрийской поэзии вводят в лит. мн. периферийных мифов, к-рые впоследствии будут использованы в римской литературе. На рим. почве М. а. представлена первоначально сказаниями о полулегендарных царях и героях (Ромул, Сервий Туллий, Муций Сцевола), не получившими, одн., такой худож. разработки, как в Греции. С превращением Рима в крупнейшее гос-во Средиземноморья возникает вера в его божествен, ист. предназначение, охотно поддерживаемая официальной пропагандой. Одн. в худож. форму этот миф облекается благодаря проникновению в Рим гр. мифологии, преим. Троянского цикла. В сер. III в. до н. э. пленный грек Ливии Андроник переводит на лат. яз. «Одиссею» и ставит на рим. сцене переделанную гр. трагедию. Затем образы и сюжеты этого жанра обрабатываются на протяжении II I вв. в трагедиях Энния, Пакувия, Акция, пока не возникает грандиозный историко-мифолог. эпос в виде «Энеиды» Вергилия. Старинный миф о переселении в Италию троянского героя Энея, сына Афродиты, и об основании его потомком Рима соединяется с повеств. о гибели Трои, последующих странствиях Энея и его войне за установление власти над Лацием. В I в. н. э. к мотивам гр. мифологии обращается Сенека Младший, перерабатывающий трагедии гр. авторов, и вслед за ,ним Стаций («Фиваида» о походе семерых против Фив, незакон. «Ахиллеида»). Одновр. с Вергилием миф получает в Риме совершенно иную обработку в духе «ученой» александрийской поэзии (Катулл, Тибулл, Проперций). Завершает эту линию Овидий в «Метаморфозах», в к-рых отчасти используется и рим. материал. Твор-во Вергилия, Овидия, Сенеки Мл. было хорошо известно в Зап. Европе в Новое вр. и стало одним из гл. источников ознакомления с М. а., чем объясняется усвоение имен богов в рим. форме (Сатурн, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс и т. д.), хотя первонач. функции гр. и рим. богов не во всем совпадали. Что касается самой античности, то во времена Рим. империи образы М. а. становятся предметом всякого рода компендиумов и справочников (особ, часто к Гомеру), а также поводом для ритор, декламаций («что сказал бы такой-то...»). Последний удар в лит. наносит персонажам М. а. Лукиан, подвергая саркастическому осмеянию и богов, и героев. Обращение к М. а. в посл. века антич. мира (Квинт Смирнский, IV в. н. э.) носит в достаточной степени эпигонский характер.
Лит.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990; Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992; Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990;Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976; Мифологический словарь. М., 1990; Мифы народов мира. М., 1991 1992. Т. 1 2; Мифологический словарь. 5-е изд., М., 1994. Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964; РадцигС. Я. Античная мифология. М.; Л., 1939; Тахо-ГодиА. Л. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-ВальдапфельМ. Мифология. М., 1959; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978; Штоль Г. Мифы классической древности. М., 1993. Т. 1 2.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.