Античный мир Словарь-справочник - музыка античная
Музыка античная
вид иск-ва, уходящий в Др. Греции в глубокую древность. О развитой муз. жизни в условиях крито-микен. культуры (II тыс. до н. э.) дают представление материалы археолог, раскопок: найдены фрески и др. изображения людей, играющих на муз. инструментах. Употребляются духовые, лира, систры (трещотки). Опред. сведения о М. а. в I тыс. до н. э. дает гомеровский эпос. В «Илиаде» упоминаются трудовые, свадебные, похоронные песни, герои поэмы сами поют, играют на форминге, пляшут. В «Одиссее» действуют уже профессиональные певцы-оэды, один из к-рых слепой Демодок, слагающий песни о Троянской войне. Характерным свойством муз. культуры Др. Греции был синкретизм, т. е. единство музыки с др. иск-вами: поэзией, танцем, театр, действием. Др. особенностью др.-гр. музыки была связь с мифологией. Ист. начала музыки, возводившейся к богам, переплетены с легендами о миф. певцах Орфее, Лине, Амфионе. Начиная с VII в. до н. э. появляются отд. направления в муз.-поэт. иск-ве Др. Греции. В Спарте Терпандр вводит пение под кифару. Там же под звуки авлоса (духового инструмента наподобие совр. гобоя) исполняются воинственные элегии Тиртея. Неск. позднее развивается сольная игра на кифаре и авлосе. Традиции хоровой лирики в VII VI вв. до н. э. продолжают Алкман, Ивик, Стесихор. Осн. формами хоровой лирики были пеан, дифирамб, гипорхемы песни в сопровождении танцев, пиррихи военные пляски. Высш. подъема хоровая лирика достигла в эпиникиях Пиндара. Одновр? с хоровой лирикой получает развитие сольная мелика, представленная Архилохом и поэтами лесбийской школы Алкеем и Сапфо. Исполнение стихов они сопровождали игрой на флейте или лире. М. а. выполняла важную драматург, функцию в др.-гр. трагедии, где диалоги чередовались с напевной рецитацией и сольным или хоровым пением в сопровождении авлоса и кифары. Музыка к трагедиям Эсхила и Софокла не сохран., из трагедий Еврипида «Орест» и «Ифигения в Авлиде» дошли небольшие йотированные образцы. У Эсхила преобладала хоровая музыка. В выступлениях хора у Софокла ослабевают эпич. черты и крепнет лирико-драм. начало. Значение сольных партий возрастает у Еврипида. В IV в. до н. э. намечается перелом в муз. развитии. Нарушается единство музыки и поэзии, развивается профессионализм, растет виртуозность, усложняются муз. инструменты. В нач. IV в. до н. э. Тимофей Милетский расширяет звуковой диапазон кифары, увеличивая число струн до 11, и вводит новые приемы игры. Во II в. до н. э. александрийский механик Ктесибий конструирует первый водяной орган.
На протяжении мн. веков в Др. Греции разрабатывались вопросы муз. теории и эстетики. Муз.-теор. воззрения отразились в учениях об этосе, акустике и ладах. Воспитательное воздействие музыки на душу человека отмечал Платон. Шире судил об этич. значении музыки Аристотель: музыка может применяться для воспитания, очищения и отдохновения от напряженной деятельности. Споры вокруг проблемы этоса развернулись в I II вв. н. э. Плутарх и Птолемей утверждали, что музыка обладает высокими этич. качествами, а последователи Демокрита и Эпикура признавали силу этич. воздействия лишь за поэзией. Учение об этосе было переосмыслено в религ.-моральном духе неоплатониками, прежде всего Плотинам (III в. н. э.). Еще Пифагор сформулировал ряд акустических законов музыки. Пифагорейцам, искавшим математич. выражение высотных отношений между ступенями звукоряда, противостояли последователи муз. теоретика Аристоксена (IV в. до н. э.), к-рые противопоставили теор. расчетам нормы благозвучия, основанные на реальных требованиях челов. слуха. Сведения об осн. др.-гр. ладах, известных уже Пифагору, содержатся в трудах Платона и Аристотеля. Учение о ладах подытожил Клавдий Птолемей (II в. н.э.). Основным мелодич. звеном в др.-гр. ладовой системе был тетрахорд 4-сту пенный звукоряд в диапазоне кварты. Лады возникали из соединения двух тетрахордов. Различали лады: дорийский мужественный и строгий, создающий равновесие в душе человека, фригийский лад страсти и экстаза, лидийский жалобный, скорбный, интимный. Др.-рим. муз. культура складывалась под разл. влияниями. Первыми музыкантами в Риме были, вер., этруски (нач. V в. до н. э.). Раннерим. культура была относительно самостоятельной. К V в. до н. э. сформировались бытовые муз.-поэт. жанры: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Осн. инструментами были труба и рог, излюбленным же стала тибия, разновидность флейты, близкая авлосу. Одн. характер муз. жизни имп. Рима определяла не древ, самобытная культура, а др.-гр. музыка, а затем сирийская, вавилонская, египетско-александрийская. Как и в Греции, поэтич. строфы пелись в сопровождении кифары или тибии, но их исполняли профессиональные музыканты, а не сами поэты. Театральные представления имели уже не столько этико-воспит. значение, сколько зрелищно-развлекательное. Широкое распространение получила пантомима, исполнявшаяся под шумный аккомпанемент оркестра из инструментов греко-вост. проихождения. Устраивались концерты виртуозов. Увлечение музыкой в ее гедонистическом понимании привело к расцвету любительства у рим. знати. Имп. Нерон (54 68) сам выступал как певец и кифаред.
Лит.: Античная музыкальная эстетика. М., 1960; Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986; Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1965; Ливанова Т. Н. История зап.-европейской музыки до 1789 г. М., 1986
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.