Античный мир Словарь-справочник - орест
Орест
(греч. Orestes)
в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, который отомстил за смерть отца, убив свою мать и ее любовника Эгисфа. За пролитую кровь матери О. подвергся преследованиям со стороны богинь возмездия эриний.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
сын Агамемнона и Клитемнестры. Когда вернувшийся из-под Трои Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом, сестра Электра (вариант: кормилица) тайно увезла О. из дома. Семь лет жил О. у своего дяди, фокидского царя Строфия, где подружился с его сыном Пиладом. Когда О. стал совершеннолетним, Дельфийский оракул приказал ему отомстить за смерть отца. С помощью Пилада О. убил Клитемнестру и Эгисфа. За пролитую кровь матери О. стали преследовать эринии, и О. бежал в Дельфы к своему покровителю Аполлону, который направил его в Афины. Там богиня Афина собрала на холме Ареса суд афинских старейшин (ареопаг). Во время суда эринии обвинили О. в том, что нет более тяжкого преступления, чем убийство матери, и что мстить следует только «за единокровных» (родственников со стороны матери), а О. стал оправдываться тем, что его мать совершила двойное злодеяние убила своего мужа и его отца и он обязан был выполнить долг кровной мести. Защищая О., Аполлон указал, что отец как кровный родственник важнее матери и что Клитемнестра, нарушившая святость брачных уз и поднявшая руку на своего супруга и господина, совершила страшное преступление. Голоса старейшин разделились поровну, и по условиям афинского суда О. был оправдан. Чтобы умилостивить разгневанных эриний, Афина установила в своем городе их культ, и они с тех пор стали почитаться в Афинах под именем эвменид («благосклонных»). В другом мифе рассказывается о путешествии О. в Тавриду, куда его послал Аполлон за священным изображением Артемиды, которое должно было избавить О. от преследований эриний. О. и Пилад прибыли в Тавриду и были схвачены таврами. По местному обычаю их должны были принести в жертву Артемиде, но сестра О. Ифигения, жрица богини, узнала брата. Она спасла О. с Пиладом и бежала с ними в Грецию, взяв с собой священное изображение Артемиды. Впоследствии О. унаследовал царскую власть в Микенах и женился на Гермионе, дочери Менелая, получив вместе с ней власть над Арголидой и Спартой. О. умер в Аркадии от укуса змеи, и его останки были перенесены в Спарту.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Сын Агамемнона и Клитемнестры. В отместку за вероломное убийство своего отца Орест убил любовника своей матери Эгисфа. Гомер не говорит прямо, что Орест расправился и со своей матерью, однако это подразумевает. Гомер не сообщает никаких подробностей об Оресте просто он говорит, что Эгисф правил на Аргосе семь лет, пока его не убил Орест, так что, по-видимому, греческие драматурги, создавая трагедии на тему предания об Оресте, следовали не Гомеру, а Стесихору автору утерянной "Орестеи". В своей трилогии "Орестея" Эсхил специально акцентирует тему вины Ореста и преследующего его в виде Эриний или Фурий. Преследуемый богинями мщения, Орест оказывается в Дельфах, где оракул сообщает ему, что он должен вернуться в Афины. В Афинах Ореста привлекают к суду, но ареопаг благодаря заступничеству самой Афины его оправдывает. По словам Павсания, он своими глазами видел алтарь, на который возвели Ореста в знак его невиновности. В "Оресте" Эсхила на сцене появляется сама Афина и успокаивает Эриний, сводя их в Подземное царство, после чего злые Эринии становятся благими Эвменидами справедливость олимпийских богов побеждает обычай кровной мести, заведенный древними хтоническими божествами. В трагедиях Софокла и Еврипида Фурии представляют собой лишь плод болезненной фантазии Ореста, и драматургов интересует прежде всего разница характеров Ореста и его сестры Электры. Согласно Еврипиду, для того чтобы избавиться от мук совести, Оресту было необходимо перевезти в Грецию из Тавриды статую Артемиды. Культ этой статуи существовал в Аттике, однако Павсанию ее показывали в Спарте. Кроме того, Павсаний видел в Спарте могилу Ореста, прах которого был перевезен туда по требованию оракула в середине 6 в. до н. э. И у Софокла, и у Еврипида Орест показан слабохарактерным человеком, находящимся под влиянием Электры, так же его обычно трактуют и в современных вариантах этой драмы.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.