Античный мир Словарь-справочник - поликлет
Поликлет
(греч. Polykleitos)
(2-я пол. V в. до н.э.)
греческий скульптор, выходец из Аргоса, пытавшийся разработать универсальную теорию искусства. Его теоретический труд «Канон» не сохранился, но о положенных в его основу принципах можно судить по сохранившимся римским копиям скульптур П. «Дорифоре», «Диадумене», «Раненой амазонке».
Недович Д. Поликлет. М.; Л., 1939; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 122-131; Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий скульптор, живший во второй половине 5 в. до н. э., младший современник Фидия. Поликлет специализировался на изготовлении бронзовых статуй чемпионов Олимпийских игр. Не сохранилась ни одна оригинальная статуя Поликлета, однако до нас дошло много эллинистических и римских мраморных копий, самые известные из которых "Диадумен" ("Атлет, обвязывающий голову повязкой победителя") и "Дорифор" ("Копьеносец"). На эти работы во многом ориентировались скульпторы Ренессанса. Самая знаменитая работа Поликлета, известная по описанию, огромная скульптура сидящей Геры, выполненная из слоновой кости и золота для храма Геры в Аргосе. Страбон считал, что Поликлет сделал свою "Геру", чтобы затмить славу Фидиевого "Зевса Олимпийца". Изображения "Геры" Поликлета сохранились также на аргосских монетах.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. скульптор, ученик Агелада. Происх. из Аргоса. Работал 'преимущ. в бронзе. Самым значит, произв. П. считалась в древн. его храмовая статуя Геры в Аргосе (известна по описанию Павсания и изобр. на аргосских монетах). Выполненная в хрисоэлефантинной технике, она давала повод для сравнения с Зевсом Фидия, превосходя его по законченности и изяществу, но уступая ему в величии. В конкурсе пяти скульпторов на статую Амазонки для Артемисиона в Эфесе статуя П. победила, Фидиева была второй. Амазонка П. дошла в ряде римских копий. Из произв. П. наиб, значение для истории др.-гр. скульптуры имели Дорифор и Диадумен, также дошедшие в репликах. Павсаний упоминает Олимпийских победителей, изваянных П. Нек-рое представление об этих несохран. статуях дает т. н. Идолино. В Олимпии найдена база статуи Киниска из Мантинеи, выполненная П. Ему приписывается еще ряд произв., угадывающихся в римских копиях либо известных нам только по названиям.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.