Античный мир Словарь-справочник - прокл диадох
Прокл диадох
(412 485)
др.-гр. философ-неоплатоник. Род. в Константинополе. В 437 стал во гл. платоновской Академии. П. составил комментарии к 12 диалогам Платона, из к-рых до нас дошли целиком или частично коммент. к «Алкивйаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду»; написал толкование отд. мест из Гомера и Гесиода, а также «Орфическую теологию», «О мифических символах» и др. П. составил коммент. к соч. Плотина и Порфирия, введение к философии Аристотеля, начальн. руководство к платоновской философии; написал трактаты «Начала физики» и «Начала теологии». Религиозно-филос. взгляды П. нашли отражение в его гимнах. Иерархия бытия у П. возглавляется плотиновским Единым (Благом); далее сверхсущие единицы-боги, к-рым причастны сущие боги, или умы (умопостигаемые боги). Бытию и умопостигаемым богам П. противопоставляет Ум как таковой и мыслящих богов, с к-рыми связаны мыслящие души. Затем следуют демонические души: ангелы, собств. демоны, герои и, наконец, «частичные души», одушевляющие тела (в т. ч. и души людей). Ниже всего неодушевленные тела. Между телами и душой находится «природа»; бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная силе рока. Материя появл. в результате ослабления Единого и происх. от высших начал. П. также выстраивал иерархию наук, соответствующих теорет. добродетелям: физика, этика, математика и философия. Выше их стоят добродетели, характеризующие: 1) слияние человека со сферой Ума; 2) выход за пределы Ума к Единому. Всякий высший тип знания возможен лишь благодаря божеств, озарению; если Любовь-Эрос связывает с божеств, красотой, а истина открывает божеств, мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия П. наиб, подробный вариант школьного неоплатонизма.
Соч.: Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.