Античный мир Словарь-справочник - софисты
Софисты
Первоначально греческое слово "софист" означало "мудрый, знающий человек", однако в 5 в. до н. э. так стали называть профессиональных учителей, которые странствовали и за плату обучали желающих. В число известных софистов, упоминаемых Платоном, входят Протагор и Горгий из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н. э.). В отсутствие системы школ в Греции софисты делали нужное дело, однако профессия софиста была дискредитирована людьми, подобными Фрасимаху из "Государства" Платона, которые учили достигать успеха в обществе, зарабатывать деньги и доказательно спорить на любую тему, совершенно не заботясь ни о морали, ни об истине. Именно поэтому Сократ критически относился к софистам.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
направление др.-гр. философии, зародившееся в сер. V в. до н. э. Начало софистической философии обычно связывают с деятельностью Протагора и Горгия. Видными С. были также Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах, Пол, Ликофрон и Алкида-мант. Из соч. С. почти ничего не сохран., изложение их взглядов есть во фр-тах и работах антич. авторов. Неизвестному С. принадлежит дошедшее до нас соч. «Двойные речи», в к-ром доказывается относительность понятий добра и зла.
Гл. принцип философии С. всеобщая относительность, согласно к-рой мерой всего существующего, по словам Протагора, явл. человек. Релятивизм С. основывался на выдвинутой Горгием концепции всеобщей непознаваемости мира. Поэтому невозможность преодолеть чувственно-веществ. многообразие и приобщиться к умопостигаемому Единому вынуждает вырабатывать отношение к каждому конкрет. предмету этого многообразия. Отсюда стремление С. охватить все области челов. знания (Гиппий) и установить правила для словесного выражения предметов (Продик). Отсутствие безусловно истинных доводов сделало иск-во убеждения важнейшим средством повлиять на собеседника и способствовало зарождению риторики (Горгий). Гл. сферой деятельности С. было преподавание. За весьма бол. деньги они брались научить иск-ву управления гос-вом, умению выступать в суде, поэзии, астрономии, истории, мифологии и т. д. и даже добродетели, к-рая заключалась в правильном отношении к окружающему миру. Заслуга С. состояла в просвещении Эллады, небывалом распространении и популяризации филос. и науч. знаний.
Соч.: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940 1941. Ч. 1 2;
М. О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.