Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - веста

 

Веста

веста Веста

(лат. Vesta)

 в римской мифологии божество домашнего очага и огня вообще. В храме В. поддерживался вечный огонь жрицами-весталками. В. считалась также покровительницей поваров, мукомолов и пекарей. В Риме существовал обычай просить богиню покровительства, отправляясь в храм В. босиком в день ее праздника (9 июня). У греков В. соответствовала Гестия.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 В римской мифологии Веста богиня священного очага городской общины, курии, дома, соответствующая греческой Гестии. Культ Весты был тесно связан со святынями города: привезенным Энеем из Трои палладием, хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией жилищем царя. Жрицы Весты (весталки) избирались из числа девочек в возрасте от шести до десяти лет; они должны были сохранять девственность в течение тридцати лет, и за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Главной обязанностью весталок было поддержание в очаге храма Весты постоянного огня, который считался символом государственной надежности и устойчивости. Изображалась Веста с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

 (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)

 * * *

 Римская богиня домашнего очага (соответствовала греческой Гестии), почиталась в каждом доме, а также официально в храме на римском Форуме; в нем поддерживался огонь, который, по преданию, был принесен из Трои и который запрещалось выносить. До конца 4 в. за огнем смотрели девы-весталки, служительницы, число которых в исторические времена было шесть и которые служили тридцать лет под контролем верховного жреца. Карой для них, если они теряли девственность, было сожжение живьем; такой случай известен во времена Домициана. Вообще же весталки окружались большим почетом и пользовались многими привилегиями. Гестия-Веста почти не персонифицировалась ни в какие времена, оставаясь древним символом огня как источника жизни, а очаг символизировал личную безопасность, как это было во всех примитивных обществах. Общественный культ Весты, возможно, вырос из убеждения, что царский очаг имел особенную жизненную важность для его народа.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 древнеримская богиня домашнего очага и огня, соответствующая греческой Гестии. В. изображали с лицом, закрытым покрывалом, с чашей в руках, с факелом, скипетром и палладием. В главном римском храме В. поддерживали вечный огонь, который брали римляне, создавая новые поселения. Погасший огонь считался несчастьем, но в первый день нового года его гасили и снова зажигали трением священных деревянных палочек. Жрицы богини В. весталки набирались из девочек 6-10 лет, родители которых должны были быть живы и принадлежать к знатным семьям. Весталки участвовали в обрядах и поддерживали в храме священный огонь как символ надежности и устойчивости государства. Они были обязаны сохранять девственность в течение 30 лет за нарушение обета целомудрия их живыми зарывали в землю. По истечении этого срока весталки освобождались от служения в храме и могли выйти замуж.

 (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины