Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - афина паллада

 

Афина паллада

афина паллада АФИНА ПАЛЛАДА

 • Παλλὰς Άθήνη,

 Άθηναίη, Άθηνα̃, дочь сильного отца (Όβριμοπάτρη, Ноm. Od. 1, 101), Зевса, не имевшая матери. Гесиод (Hesiod. theog. 886 слл. ср. Hom. hymn. 28. ει̉ς Άθηνα̃ν) говорит, что она родилась из головы Зевса, после того как он, по совету Геи, проглотил первую жену Метис (Mη̃τις = мудрость). По позднейшим, украшенным сказаниям, Гефест или Прометей рассек секирой голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении и в избытке юных сил. Pind. ol. 7, 35 слл. Афина является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила — главные черты ее существа. Т. к. она родилась не от матери, а из головы Зевса, то она отличается серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием перед всеми другими богами (Παρθένος). Эта сильная девица, способная ко всякой мужской и женской деятельности, есть могучая и умная руководительница и защитница городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных женщин-рукодельниц. В «Одиссее» она по преимуществу является подругой и покровительницей Одиссея и его дома, ловкой Пенелопы и благоразумного Телемаха. При ее помощи Одиссей возвращается домой; она ободряет молодого Телемаха, внушает ему мужество и помогает ему и его отцу в опасной борьбе с женихами. В «Одиссее» Афина всегда заодно с Зевсом, который любит ее, свою избалованную дочь; она — олицетворение его ума и благоразумия. Но т. к. ее представляли самостоятельной, то иногда являются с ее стороны стремления действовать самостоятельно, даже наперекор ему. В таких враждебных отношениях к отцу видим ее часто в «Илиаде»; но Зевс, по особенному пристрастию к любимой дочери, уступает ей. Ноm. Il. 8, 39. 22, 183 слл. Афина, как покровительница городов, благоприятствует всему, что служит ко благу граждан: земледелию и ремеслам; она изобрела много полезных вещей, как плуг, обуздывание лошадей, телегу, мореплавание, зажигание огня и т. п.; она учит женским рукоделиям; она — богиня всех искусств и ремесел (Έργάνη), всякой мудрости и науки. В ее руках право и закон, суды и народные собрания (Βουλαία, Άγοραία). При своей изобретательности она отличается зорким глазом; она называется Όξυδερκής — дальнозоркая, Υλαυκω̃πις — светлоокая (Caesia). Она защищает также государство от неприятеля; она — богиня войны, но войны благоразумной, устроенной по всем правилам военного искусства, между тем как Apec — бог дикой, кровавой войны. Под ее покровительством находятся стены, акрополи и гавани; поэтому она называется Άλαλκομενηΐς — защитница, Πολιάς, Πολιου̃χος — защитница городов, Άκραία, Άκρια — защитница акрополей и Πυλαι̃τις, Κληδου̃χος — привратница, хранительница ключей, Πρόμαχος — передовой боец, Λαοσσόος — возбуждающая к борьбе, Άτρυτώνη — несокрушимая, Νίκη — победительница, Άγελεία, Ληι̃τις, Λαφρία — доставляющая добычу, Προμαχόρμα — защитница гаваней. Как богиня войны, она изобрела флейту и трубу, отсюда эпитет ее — Σάλπιγξ. Ее изображение, Παλλάδιον, Palladium (см. это слово), находилось во многих городах. Как богиня здоровья (Ύγίεια, Παιωνία), она являлась спасительницей (Σώτειρα). Такой, какой мы ее обрисовали, находим ее у Гомера и в последующее время, когда культ ее был распространен по всей Греции; раньше же, как и большинство богов, она была олицетворением естественных явлений. Древнейшими местами ее почитания были Фессалия, Афины и Беотия, особенно у Капаидского озера при впадении в него реки Тритона, где в старину, как говорят, стоял город Афины, затопленный озером; отсюда эпитеты ее: Τριτώ, Τριτωνίς, Τριτογένεια, Τριτογενής. Вообще везде, где встречается имя Тритон, был распространен культ Афины, так, в Ливии у озера Τριτωνίς; но это место не есть самое древнее место почитания ее, как это обыкновенно думают, а минийцы перенесли сюда ее культ из Греции. У Тритонидского озера и во многих других местах она почиталась вместе с Посейдоном, которого даже считали отцом ее. Афина, как кажется, была прежде божеством природы, стоявшим в какой-то связи с водой. В Афинах, главном месте ее культа, ее почитали как богиню природы, покровительствующую растениям и земледелию. Аттика считалась собственностью ее; просвещение этой страны, государственное устройство и мифология были тесно связаны с ее культом. Акрополь считался ее местопребыванием; она научила афинян возделывать поля, сажать маслины, обуздывать лошадей (Ίππία) и впрягать быков, — ввела законы и порядок, учредила Ареопаг, стояла во главе фратрий (Φρατρία) и родов, составлявших ядро населения. В честь ее праздновались самые главные праздники: великие и малые Панафинеи. Из Аттики культ ее перешел в Ионию; в Эолиду же и Малую Азию он перешел, вероятно, из Беотии. Кроме того, культ Афины существовал и в других местах Пелопоннеса: Арголиде, Ахее, Лакедемоне и др. У пелопоннесских дорян она является с характером наиболее воинственным. В Спарте ей и Зевсу Агетору приносили при переходе через границу жертвы Διαβατήρια; ее считали изобретательницей флейты; она находилась в связи с молодыми героями — Кастором и Полидевком. В Спарте ей, как защитнице городов (Πολιυ̃χος), была посвящена медная колонна и храм, богато украшенный медью и покрытый медными листами, отсюда ее эпитет Χαλκίοικος. В Коринфе она носила имя Έλλωτίς, Έλλωτία, и в честь ее был устроен праздник (Έλλώτια), на котором устраивалось состязание в беге с факелами. Из других эпитетов ее укажем на следующие: Άγραύλη или 'Άγραυλος — сельская, Άλέα — богиня убежищ (?),'Όγκα в Фивах, Προναία и Πρόνοια в Дельфах, Τελχινία в Беотии, Άσία, от города Асии в Лакедемоне, Ίλιάς от Илиона, Ίτωνίς или Ίτωνία от Итона в Фессалии, Άχαία и Παναχαΐς. Самое великолепное изображение Афины была статуя П.-девственницы (Παρθένος) работы Фидия, стоявшая в Афинском акрополе (см. Attica, 10, Аттика). Еще отличительные черты ее были спокойствие, серьезность, сознание своей силы и светлый ум; она изображена с поникшей немного головой и потупленными глазами, как будто в задумчивости; чело ясно; губы серьезно сжаты, лицо узкое; волосы, безыскусственно причесанные спереди, спускаются на затылок и спину. Во всем телосложении выступает более мужской, чем женский характер. На голове у нее шлем, а на груди Эгида (см. это слово), со змеями по краям и головой Горгоны в середине, копье, оливковая ветвь, змея и петух. Греческой П. Афине соответствует римская Minerva; имя это от minervare, одного корня с mens и memini. В римской Минерве, составлявшей с Юпитером и Юноной покровительствовавшую городам троицу и почитавшейся вместе с ними в храме Юпитера в Капитолии, особенно проявляются качества богини, способствующей успехам мирных занятий (Εργάνη). Она — покровительница всех ремесленников и художников: ваятелей, сапожников, врачей (Minerva medica), учителей, скульпторов, поэтов и особенно музыкантов; она попечительница и учительница всех женских рукоделий. Этот характер богини особенно выказывался на главном ее празднике, Quinquatrus (Ov. fast. 3, 309 слл.) или Quinquatria, продолжавшемся 5 дней, начиная с 19 марта. В этом празднестве участвовали прежде всего ремесленники, художники всех родов, учащиеся, которые на этот день освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье (minerval). Первый день считался днем рождения богини, вероятно, потому, что в этот день был освящен на Делийском холме храм Минервы-пленницы (Minerva Capta), принесенной в Рим из города Валерий, после завоевания последнего Камиллом. В этот день военные действия прекращались и приносились бескровные жертвы из хлебных лепешек, меда и масла (placentae sacrae, πέλανοι). На второй день давались гладиаторские игры; на пятый приносились жертвы в зале сапожников (atrium sutorium) и освящались трубы (tubilustrium), потому что трубы посвящены Минерве. Сословие трубачей, которое участвовало в разных религиозных обрядах, жертвоприношениях, похоронах и состояло под особым ее покровительством, играло в эти дни главную роль, между тем как флейтисты считали своим главным праздником Quinquatrus minores или minusculae, продолжавшийся три дня с 13 июня. Ov. fast. 6, 645 слл. Liv. 9, 30. Минерва имела, впрочем, и в Риме некоторое отношение к войне, на что, по-видимому, указывают гладиаторские игры в праздник Quinquatrus. Эмилий Павел, после завоевания Македонии, сжег часть добычи в честь Марса, Луи и Минервы, а Помпей, после известного большого триумфа в 61 г. от Р. X., основал в честь нее храм на Марсовом поле; то же сделал и Август после победы при Акции. Это отношение ее к войне и победе, вероятно, заимствовано от греческой П.; соединение Минервы с Нептуном, которым после поражения у Тразименского озера, подносилась общая подушка (Liv. 22, 10), указывает также, как кажется, на Грецию, где Посейдон и П. Афина часто встречаются вместе как dei еquestres.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины