Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - анаксагор

 

Анаксагор

анаксагор АНАКСАГОР

 • Anaxagoras,

 Άναξαγόρας, философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии; обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. de n. d. 1, 11. Родился он в Клазоменах в Лидии ок. 70 ол.=500 г. до Р. X. и был приблизительно современником философов Эмпедокла, Парменида, Зенона, Демокрита; рано устранился от общественных дел и посвятил себя науке; после продолжительных путешествий, на 30 году жизни, по словам других — на 45-м, прибыл в Афины (456 г. до Р. X.) в самую блестящую пору деятельности Перикла и близко с ним сошелся. Cic. de or. 3, 34. Эврипида и Фукидида также называют учениками Анаксагора. Cic. tusс. 3, 14. Впоследствии, вероятно за свои космологические мнения, он был обвинен в безбожии (ασέβεια), но Перикл избавил его от смертной казни, тем ли, что выхлопотал для него оправдание, или тем, что помог ему бежать, а может быть, и в самом судебном приговоре постановлялось только изгнание. По некоторым свидетельствам, А., хотя и был оправдан, все-таки, оскорбившись обвинением, покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. до Р. X. Заслуга его как философа состоит не только в том, что он первый перенес философию из Малой Азии в Афины, но и в том, что он первый ввел учение о духовном начале всего сущего. Это начало для него νους, стоящий в известных отношениях к деятельности, созидающей мир: όμου̃ πάντων οντων και ήρεμούντων τον άπειρον χρόνον, κίνησιν εμποιη̃σαι τον νουν και διακριναι (Aristot. phys. 8, 1). А. отличал этот формальный принцип (ενέργεια) от материи (δύναμις); а материя каждого отдельного существа состоит, по учению А., из подобных одна другой частиц, недоступных внешним чувствам (αΐδια); это так называемое όμοιομερη̃, позднее обозначавшееся термином όμοιομέρειαι. Только νους, по мнению философа, прост, не смешан и чист (απλούς, αμιγής, καθαρός). А. не соглашался также с ходячими в то время астрономическими теориями: Солнце, по его мнению, огненная масса (μύδρος διάπυρς), Луна — темное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое Солнцем. Сочинение Α. περί, φύσεως, написанное прозой и восхваляемое древними, между прочим, и за достоинства формы, не дошло до нас. Отрывки изд. Myllach, frgm. philos. Gr., т. I.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины