Словарь классических древностей - асклепий
Связанные словари
Асклепий
• Άσκλήπιός, Άσκληπιός,
Aesculapius, греческий бог врачевания; по обыкновенному сказанию (Гесиод, Пиндар), сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил своего питомца разным искусством, и особенно искусству врачевания. Эпидавр и Мессения, где матерью А. называли Арсиной, дочь Левкиппа, наравне с Фессалией заявляли права на честь быть родиной бога-целителя. Своим искусством он спас многих людей от смерти и даже многих умерших вновь призвал к жизни. Чтобы мировой порядок не терпел более таких нарушений и чтобы люди, благодаря врачебному искусству совершенно избавившись от страха смерти, не стали пренебрегать помощью богов, Зевс убил А. своей молнией. Мстя за смерть сына, Аполлон убил киклопов, ковавших для Зевса молнии, но за это сам должен был некоторое время служить на земле людям. У Гомера и Пиндара А. прекрасный врач, но не более как герой; напротив, в позднейшие времена его повсюду почитали как бога врачебной науки; его святилища находились особенно в рощах, у целебных ключей и в здоровых, лежащих вне городов местностях. С древних времен главными местами его почитания были: Трикка в Фессалии, Эпидавр, где в честь его каждое пятилетие совершался большой праздник Ασκληπιεία и Пергам. В храмах Асклепия держали змей как символ постоянно обновляющейся жизненной силы и вместе как одно из средств врачевания. Лечение совершалось, между прочим, посредством инкубации: больные ночевали в храме, веря, что бог во сне откроет им, какое лекарство должны они употреблять. Исцеленные вешали в храме дощечки, на которых означались болезни и средства, против них подействовавшие. А. изображали наподобие Зевса с кроткими, спокойными, задумчивыми чертами лица; обыкновенным атрибутом бога-целителя был жезл с обвивающейся вокруг нее змеей; а жертвенным животным — петух. Иногда с А. сопоставляется отрок Телесфор, «приводящий к доброму концу», гений выздоровления, называемый еще Евамерионом, гением благоденствия, и Акесием. Детьми А. называются: врачи Махаон и Подалейрий (Il. 2, 731), Гигиейя, «здоровье» (на изображениях это — цветущая дева; в левой руке обыкновенно она держит чашу, из которой дает пить змее) и, Панакейя (Рапасеа, «всеисцеляющая»); женой А. была Епиона (Ήπιόνη, «унимающая боли»). В Риме почитание A. (Aesclapius) введено в 291 г. до Р. X. Тогда, во время чумы, по приказанию, извлеченному из сивилинских книг, из Эпидавра перевезли в Рим змею, а в ее образ, как верили тогда, и самого Эскулапа и построили ему храм на острове Тибра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622-744.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1160 | |
2 | 1147 | |
3 | 1011 | |
4 | 805 | |
5 | 720 | |
6 | 683 | |
7 | 667 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 619 | |
11 | 609 | |
12 | 580 | |
13 | 554 | |
14 | 547 | |
15 | 536 | |
16 | 536 | |
17 | 534 | |
18 | 523 | |
19 | 496 | |
20 | 493 |