Словарь классических древностей - дифирамб
Связанные словари
Дифирамб
• Dithyrambus,
διθύραμβος, торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом τίτυρος = σάτυρος), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии и, соответственно воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Arion, Арион) не дал Д. в Коринфе первую художественную отделку и не научил исполнять пение его чередующимися хорами (κύκλιοι χοροί), из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие Д. получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы были: Ласос, Гермионский (ок. 500 г. до Р. X.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов, несомненно, отличались высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы, но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Но со времени Меланипиида Мелосского (Младшего, ок. 415 г. до Р. X.) Д. стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами; отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами рифмы. Известнейшие поэты этого периода: Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. X.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и современники его Полиид (Πολύειδος) и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. мало-помалу преобразовался в музыкальную миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания Д., то уже древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От Д. до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил Bergk, poët. lyr. Graec. III); однако хор в трагедии Еврипида Βάκχαι (64-165) представляет образчик Д. ср.: Hartung, Philol. I, стр. 397-420 и M. Schmidt, diatribe in dithyrambum (1845).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1160 | |
2 | 1147 | |
3 | 1011 | |
4 | 805 | |
5 | 720 | |
6 | 683 | |
7 | 667 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 619 | |
11 | 609 | |
12 | 580 | |
13 | 554 | |
14 | 547 | |
15 | 536 | |
16 | 536 | |
17 | 534 | |
18 | 523 | |
19 | 496 | |
20 | 493 |