Словарь классических древностей - электры
Связанные словари
Электры
• Electrum,
ηλεκτρον, уже в древности имело двоякое значение: смесь металла из 4-х приблизительно частей золота и одной части серебра (Рlin. 33, 4. 23; по словам Onken'a, добываемое в Змеиных горах в Сибири «electrum» содержит золото с примесью 36% серебра) и янтарь (Рlin. 37, 11, 1 сл.). Даже относительно Гомера вопрос о том, что из двух следует разуметь по этим словом, остается нерешенным: Millin, Voss и Buttmann высказываются за янтарь, Nitzsch, Wachsmuth и Hoffmann — за металлическую смесь. Вопрос решить нелегко, и может быть, что в трех местах, в которых это слово встречается у Гомера, оно обозначает то одно, то другое. Так, Ноm. Od. 4, 73, где Телемах восхищается сокровищами дома и где оно названо в связи с медью, золотом и серебром, можно подразумевать только металлическую смесь; наоборот, Ноm. Od. 15, 460 и 18, 296, где упоминается украшенная electrum'ом золотая повязка, можно легко (уже вследствие множественного числа ηλέκτροισιν) понимать под этим словом янтарь и именно янтарные кораллы, которые могли служить в виде жемчужных украшений. Соединить и то и другое (по Hüllmann'y) можно, предположив, что под electrum понимаются вообще драгоценные камни вследствие их блеска (ηλέκτωρ, солнце), так как, кроме этого, у Гомера не упоминается драгоценных камней. У Гесиода (Scut. 141 слл.) оно встречается на щите Геркулеса. Янтарь, особенно его прозрачный блеск, неоднократно упоминается аттическими трагиками; так, Софокл (Ant. 1037.) называет ηλεκτρον — светлое золото, серебристое золото из Сард. По Филемону, в некоторых местах Скифии находился Э. разных цветов, белый, цвета воска и красноватый; Каллистрат называет особый род его, цветом похожий на золото и легко воспламеняющийся; Павсаний упоминает о находящемся в храме Зевса Олимпийского изображении Августа из Э., которое он противопоставляет Э. как металлу; у Вергилия в Энеиде, при описании вооружения Энея, под этим словом разумеется металл, который вместе с железом и золотом обрабатывает Гефест. Янтарь древние употребляли для курения в храмах и как женское украшение, особенно для ожерелий и браслетов, колец, небольших сосудов, украшений для оружия, амулетов. Выше всего ценился темный (темно-желтый или красноватый) янтарь, особенно так называемый фалернский, вследствие сходства с вином, менее всего белый и цвета желтого воска. Торговля им была первоначально в руках финикян; но к южным народам он перешел главнейше сухим путем от Балтийского моря через Паннонию и Верхнюю Италию. Этруски особенно доставляли его от устьев По через свои города Гадрию и Спину в Грецию и на Восток. Поэтому По принимается за Эридана (см. Eridanos, Эридан), на берегах которого, по сказанию, сестры Фаэтона, обращенные в тополей, проливают о брате слезы, превращающиеся в янтарь. Ov. met. 2, 364 слл. Во время Римской империи янтарь появился в Риме в таком количестве, что совершенно упал в цене. Германцы называли его glesum (стекло) (Tac. Germ. 45), почему римляне открытый или богатый янтарем остров, называвшийся Austeraria или Austrania, назвали Glessaria (может быть, н. Ameland).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1160 | |
2 | 1147 | |
3 | 1011 | |
4 | 805 | |
5 | 720 | |
6 | 683 | |
7 | 667 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 619 | |
11 | 609 | |
12 | 580 | |
13 | 554 | |
14 | 547 | |
15 | 536 | |
16 | 536 | |
17 | 534 | |
18 | 523 | |
19 | 496 | |
20 | 493 |