Словарь классических древностей - кадм
Связанные словари
Кадм
• Cadmus,
Κάδμος,
1. сын финикийского царя Агенора и Телефассы, брат Европы, Фойника и Килика. Когда Зевс похитил Европу, Агенор послал своих сыновей искать ее, с приказанием не прежде вернуться домой, как отыскав сестру. К., в сопровождении своей матери Телефассы, пошел во Фракию, где и умерла его мать; затем он отправился в Дельфы и получил приказание оракула прекратить поиски сестры, идти следом за коровой и на том месте, где она ляжет отдохнуть, построить город. В Фокиде он нашел в стаде Пелагона указанную оракулом корову и последовал за ней в Беотию. На том месте, где корова легла на землю, К. основал город Фивы, кремль которого в честь его имени был назван Кадмеей. Желая принести жертву богам (Земле, Афине и Зевсу), К. послал некоторых из своих спутников к находившемуся вблизи источнику Арея за водой. Но они были убиты Ареевым драконом, сыном Арея и эринии Тильфосы (Деметры), который стерег этот источник. Тогда К. пошел туда сам и убил дракона. Зубы его, по совету Афины, он посеял и из них выросли вооруженные люди, которые стали бороться друг с другом и погибли все, кроме 5: Эхиона (змеиного), Удайя (почвеного), Хтония (земляного), Пелора (исполинского), и Гиперенора (пресильного). Эти страшные сыны земли, Σποφτοί (посеянные), были родоначальниками фиванской знати, поэтому часто весь фиванский народ называется поколением Спартов; появление же их из земли обозначает автохтонию Фивян. За убиение дракона К. должен был послужить Арею 8 лет (великий год), по истечении которых Афина предоставила ему владычество над Фивами, а Зевс дал ему в супруги Гармонию (согласие), дочь Арея и Афродиты. В свадьбе, происходившей в Кадмее, принимали участие все боги; К. вручил Гармонии в виде свадебного подарка платье (πέπλος) и полученное им от Афродиты или Европы ожерелье, с которым была связана гибель его рода. В Самофраке, куда в эпоху переселения дорян переправилась часть древних жителей Фив и связала таким образом фиванские предания и культы с туземными, рассказывали, что здесь К., будучи посвящен в самофракские таинства, сочетался браком с Гармонией и что она — дочь Зевса и Электры, сестра Дардана и Иасиона. Дети их были: Автоноя (мать Актеона), Ино (мать Меликерта), Семела (мать Диониса), Агава (мать Пенфея) и Полидор. Потом отправился К. с Гармонией в Иллирию, к энхелейцам, сделался царем и оставил власть родившемуся там сыну Иллирию, после того как сам, обратившись вместе с Гармонией в драконы, вступил в Елисейские поля. По приведенным преданиям, К. — финикиец, а Фивы — финикийская колония; некоторые даже считают его египтянином. Между тем древнейшие греческие поэты ничего об этом не знают; лишь Геродот представляет К. тирийцем (2, 49. 1, 2). К. (устроитель) был первоначально фиванским богом, подобно самофракскому Гермесу-Кадмилу, и только в позднейшее время, когда стали сознавать старинную связь Греции с Востоком, когда стремились вывести греческое богослужение и греческую культуру именно из Египта и Финикии, сложилось предание о каком-то К., переселившемся из Финикии (или Египта), учредившем чужеземные религиозные обряды, научившем письму, употреблению металлов и т. д. и введшем вообще более высокую культуру;
2. К. из Милета, может быть, современник Гекатея, один из древнейших логографов (см. Λογογράφοι, Логографы), в существовании которого вообще сомневается Müller в Fragm. hist. gr. и которого также Schaefer выдает за мифическое лицо. Он написал κτίσις Μιλήτου και τη̃ς ολης Ίωνίης в 4 книгах. Это сочинение Дионисий считал поддельным.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1160 | |
2 | 1147 | |
3 | 1011 | |
4 | 806 | |
5 | 720 | |
6 | 683 | |
7 | 667 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 620 | |
11 | 609 | |
12 | 580 | |
13 | 554 | |
14 | 547 | |
15 | 536 | |
16 | 536 | |
17 | 534 | |
18 | 523 | |
19 | 496 | |
20 | 493 |