Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - олимпия

 

Олимпия

олимпия ОЛИМПИЯ

 • Olympĭa,

 η̉ Όλυμπία, первоначально площадь, принадлежащая к храму перед воротами Писы в Элиде в том месте, где Клодей (или Кладаос) вливается в Алфей. После разрушения Писы, в 641 г., элейцы не позволили возникнуть здесь новому городу и, таким образом, навсегда удержали за собой право заведования святилищем, находящимся в О. Этой цветущей местности дарован был вечный мир, вооруженное войско не могло перейти его границы, т. к. вся Элида была посвящена олимпийскому богу. О. лежала у подножия Олимпа с южной стороны и холма Κρονίον, на расстоянии 300 стадий от Элиды и 1485 от Афин (Hdt. 2, 7); она состояла из двух резко отделенных одна от другой частей по эту и по ту сторону 'Άλτις, т. е. рощи и двора олимпийского Зевса. В 'Άλτις находились только предметы, относящиеся к богам. С западной стороны ее тянулась построенная Гераклом стена до поросшего платаном Кладея и, проходя на юг по верхнему течению Алфея, на востоке примыкала к стадию. Она имела несколько ворот, из которых только одни были входные; пестрый портик этих ворот обозначал фронтовую сторону 'Άλτις и только через эти ворота процессии могли вступать на священные земли 'Άλτις. Внутри стены направо, недалеко от входа, находилось священное дикое оливковое дерево, ε̉λαία καλλιστέφανος, с которого мальчик, родители которого должны были быть еще живы, срезал золотым ножом ветки для венков победителям. В ограде, которой было окружено это дерево (некоторые ошибочно называют ее пантеоном), возвышался алтарь дарующих росу нимф, а за деревом находился величественный храм олимпийского Зевса, начатый ок. 52 ол. элейцем Либоном, но оконченный только в 85-86 ол. Фидием. Фундамент, колонны и картины этого храма были найдены и возобновлены в прежнем виде, благодаря раскопкам, произведенным в 1875 г. под наблюдением Е. Курциуса за счет Германии. Храм этот был так называемый 'Ύπαιθροσ (под открытым небом) и именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по длине его, сделанный из раковинного известняка (пороса) на фундаменте из известкового камня, вышиной в 22 м, шириной в 27 м, длиной в 64 м. Здесь находилась статуя Зевса работы Фидия, самое прекрасное произведение греческой пластики. Она была сделана из золота и слоновой кости под влиянием описания Гомера (Il. 1, 528 слл.). Массивный пьедестал почти в 12 футов высоты был украшен позолоченными фигурами, изображавшими олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и дорогих камней с множеством разных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса, почти в 40 футов вышиной, с выражением мироправящего могущества и вместе отеческой нежности, представлена была сидящей на троне. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Нике из золота и слоновой кости. По первому взгляду кажется невероятным, как храм мог вместить эту статую. Paus. 5, 11, 1 слл. На восточном фронтоне находилась группа Пеония (см. Paeonius, Пеоний) из Меиды, представляющая приготовления к состязанию между Эномаем и Пелопсом (см. Пелопс), а на западном — группа Алкамена из Афин, представляющая битву лапифов с кентаврами (см. Sculptores, Скульпторы, 6). На метопах были представлены 12 подвигов Геракла. На западе от храма находился Ίπποδαμει̃ον, храм Пелопса, а дальше — Геры, в котором хранились замечательные древности и драгоценные сосуды. Здесь была найдена статуя Гермеса («Олимпийского») работы Праксителя, самое прекрасное из сохранившихся произведений древнего ваяния. На расстоянии 15 метров на запад от храма Геры по направлению к Кладею стоял Φιλιππει̃ον, основанный Филиппом Македонским после Херонейской битвы, вновь открытый в 1878 г. Это была ротонда с 18 ионийскими колоннами, частью из мрамора, частью из пороса, в котором находились пожертвованные царем Филиппом дары. Он интересен тем, что единственная известная нам ротонда греческого (не римского) происхождения. Далее к северо-востоку находились Пританей, храм Гестии и праздничная зала, фундаменты которой были раскопаны в 1878 г. К востоку от храма Зевса находился большой алтарь Зевса, бывший средоточием 'Άλτις не только относительно занимаемого им пространства, но и по своему религиозному значению. Он был сделан из золы сжигаемых костей жертвенных животных, смешанной с водой Алфея, и стоял на каменном основании, имевшем 125 футов в окружности (так называемый Профисис, на котором были убиваемы жертвенные животные). Между этим алтарем и храмом Зевса находилась крытая галерея на четырех колоннах, покрывавшая деревянные столбы, — остаток дома Эномая. В южной части Алтисы лежала ратуша (βουλευτήριον) элейцев, открытая в 1879 г.; она состояла из главного здания и двух флигилей. У подножия выступающей части холма Крониона находились 14 сокровищниц различных городов. Самая замечательная среди них была сокровищница мигарян; она имела форму дорийского храма; группа на фронтоне древнейшего стиля изображала бой с гигантами. Напротив сокровищницы находились медные статуи Зевса (Ζα̃νες), сооруженные на деньги, собранные за штрафы с атлетов. На востоке от них находился Μητρω̃ον, периптер в дорийском стиле; между ним и храмом Геры так называемая Экседра Герода Аттического. Она была украшена многочисленными статуями; между двумя балдахинами, каждый по 8 коринфских колонн, находился бассейн, в который втекала вода из мраморного быка. На восток от сокровищниц и Ζα̃νες лежали параллельно друг с другом, по направлению от востока к западу стадий и гипподром. Гипподром был вдвое длиннее стадия и тянулся далее к востоку. К северной стороне стадия примыкал храм Деметры, жрица которого, единственная замужняя женщина, имела почетное преимущество смотреть на игры, помещаясь напротив судей состязания. У самого склона Крониона находился театр, а немного выше — храм, посвященный двум божествам: Эйлейфии и ее сыну Сосиполису, гению Олимпии, покровителю мира и благополучия. За стеной, окружающей 'Άλτις, находился Гимназион (?) с помещениями для атлетов, окруженный открытыми к солнцу площадками для борьбы и с тенистыми аллеями для прогулок. С высоты холма Крониона посетитель мог видеть внизу бесчисленные приношения в храм и статуи; то были памятники всех важнейших событий: 'Άλτις — это был архив греческой истории, в котором хранились медные и мраморные документы. Т. к. место для выставки приносимых к храму предметов было слишком мало, то их ставили на стену. На пространстве, не считавшемся уже священным, между 'Άλτις и Алфеем, находились незначительные здания; так, там был Леонидей, в котором во время римских императоров принимали римских важных лиц; вблизи находится мастерская Фидия. С древними обитателями пеласгического племени, царя которых Эномая сказание называет властителем Писы, соединились впоследствии ахейские племена, пришедшие сюда под предводительством Пелопса. В честь Пелопса были учреждены погребальные игры, совершаемые на берегах Алфея и соединенные с почитанием пеласгического Зевса. То и другое осталось и после того, как сюда пришел Геракл, имя которого служит мифическим выражением дорического влияния. Геракл, деяния которого суть отражения учреждений дорян, является теперь учредителем олимпийских празднеств, возобновителем игр Пелопса и основателем тех учреждений, благодаря которым О. сделалась средоточием не только Пелопоннеса, но и всей Греции. Историческое время игр начинается с того времени, когда Ликург Спартанский и Ифит Элидский заключили священный союз, которым устанавливался порядок Олимпийских игр и текст которого, кругообразно написанный на металлическом диске, показывали еще в 200 г. от Р. X. Скоро после этого (после победы Корэба в стадии, в 776 г. до Р. X.) начали считать года по олимпиадам, т. е. по периодам игр, повторяющихся через каждые 4 года на 5-й, а измерять стадиями. Со времени 15 ол. участие в играх сделалось более общим, с 30 ол. оно распространилось на всю Грецию, а с 40-й участниками игр сделались малоазиатские греки, греки Великой Греции и Сицилии. Цветущий период их продолжался до 90 ол. и дольше. Волнения Ахейского союза не прерывали их, также как и господство римлян: Тиберий и Нерон, напротив того, сами являлись состязателями на Олимпийских играх. В 10-м году царствования Феодосия Великого, в 394 г. от Р. X., после 293 ол. со времени Корэба, Олимпийские игры прекратились навсегда. В первые олимпиады игры состояли только в беге в один конец стадии до столба, а с 14 ол. был введен и обратный бег от столба, так называемый δίαυλος, с 15 ол. — продолжительный бег, долихос; длина пробегаемого при этом пространства определяется различно, от 7 до 24 стадий, в последнем случае, следовательно, больше 3,5 версты. С 18 ол. введена была борьба и так называемый пентатлон, т. е. состязание, состоящее из 5 экзерциций: 'άλμα, δίσκος, δρόμος, πάλη, α̉κόντισις, а с 23 ол. и πυγμή. С 25 ол. начались бега на колесницах, запряженных четырьмя лошадьми; с 33-й — бега на верховых лошадях ('ίππος κέλης) и панкратион (борьба и состязание на кулаках); с 37 ол. введено состязание для мальчиков; с 65-й — бег вооруженных; с 70-й — состязание в беге мулов; с 93-й — состязание на двухконных колесницах, а после — и другие состязания. С того времени, когда число состязаний увеличилось, они происходили все 5 дней праздника, с 11 по 16 число священного месяца во время поворота солнца, и праздник оканчивался во время полнолуния. Вообще принимают за начало олимпийского года 1 июля. К участию в играх допускались только свободные греки, из которых тоже не могли участвовать 'άτιμοι, α̉σεβει̃ς, ε̉ναγει̃ς. В законах об Олимпийских играх было все в точности определено, и за соблюдением относящихся сюда правил следили особые судьи, Έλλανοδίκαι, которых сначала было 1, потом 2, в позднейшее время 9 (считают также 8, 10 и 12). Они носили пурпурные одежды и имели особое почетное место для сидения со стороны стадиона, вблизи медной статуи Зевса. В последний день праздника победитель получал оливковый венок из священного оливкового дерева, ему вручалась также пальма и он приобретал право поставить памятник своей победы в 'Άλτις; его имя, имя его отца и отечества торжественно объявлялись. Во время пира, следовавшего за состязанием, пелись победные песни (ε̉πινίκια). При возвращении победителя в его родной город происходили те же почести. Победители на Олимпийских играх были свободны от всех государственных повинностей и пользовались почетным местом на играх и праздниках. Со времени 80 ол. вошло в обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения (ε̉πιδείξεις) и произносить стихи; так, Геродот, говорят, читал там отрывки из своей истории Персидских войн. Если кому следовало оказать почет, то имя произносилось громогласно герольдом и скоро делалось известным всей Греции. На столбах (στη̃λαι) были вырезаемы официальные договоры и документы. Thuc. 5, 18. Зрителями вообще могли быть только мужчины и ни одна замужняя женщина; если девушки, как говорит Павсаний, и допускались, то только спартанские или элидские. С празднеством соединялась обыкновенно ярмарка. Победителям на играх обыкновенно велись списки, и писатели (особенно Диодор) называли год олимпиады именем победителя. Пелопоннесские олимпийские игры впоследствии служили образцом, особенно во времена римских императоров, для подобных игр в греческих городах, особенно в Азии. Из изображений на монетах и надписях на камнях нам известны подобные игры в 27 городах. Strab. 8, 353 слл. Paus. 5, 7 до 6, 21. Е. Curtius, Olympia (1852); Peloponessos, II, стр. 52 слл. Bursian, Geographi von Griechenland, II, стр. 290 слл. Многие спорные вопросы были разрешены раскопками, начатыми в 1875 г., результаты которых были опубликованы в 5 томах (1877-1882) Адлером и Курциусом: Die Ausgrabungen zu Olympia.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины