Словарь классических древностей - орфей
Связанные словари
Орфей
• Orpheus,
Όρφεύς, мифический герой, певец фракийцев, живших на юге Фракии, в Пиерии у Олимпа, в Фокиде и Беотии вокруг Парнаса и Геликона. Фракийцы были ревностными почитателями Диониса и Муз, и Орфей, сын Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, был у них представителем лирического искусства муз. Сила его песен была так велика, что ими он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей. Aesch. Agam. 1629. Eur. Bacch. 564. Iph. Aul. 1211. Когда жена его во время бегства от Аристея была укушена змеей и умерла, то он сошел в Ад, чтобы возвратить свою любимую супругу, и там своим пением и игрой на цитре так растрогал царицу теней, что она позволила Эвридике следовать за мужем в царство живых, но с условием, чтобы он не оглядывался на нее прежде, чем они достигнут поверхности земли. Но О. оглянулся преждевременно, и Эвридика должна была возвратиться в подземное царство. Verg. Georg. 4, 454 слл. Ov. met. 10, 1 слл. Он сопровождал аргонавтов и своим пением тоже вызывал различные чудеса, служившие в пользу его товарищам. Умер О. от фракийских женщин, которые растерзали его за то, что он отказывался от участия в оргиях, или за то, что после потери своей жены он выражал презрение ко всем женщинам. Голову его и печень они бросили в море, которое и принесло их на остров певцов, Лесбос. Могила его, говорят, была в Пиерии или в Либефре в Македонии. Paus. 9, 30. 7. 9. Гомер не знает О., хотя упоминает о другом древнем фракийском певце Тамирисе (Ноm. Il. 2, 595). О. во многом сходен с Лином (см. Лин). Подобно Лину он был первоначально прекрасным юношей, которого рано постигла смерть, вызвавшая общее сожаление. Впоследствии тот, кого оплакивали в песнях, сам превратился в представлении людей в знаменитого певца. В позднейшее время, особенно после Писистрата, О. принимали за жреца, приносившего очистительные жертвы, так что он являлся личностью, совершенно отличною от певца. Он считался главою и первоначальным основателем мистической секты орфиков (ср. Mysteria, Мистерии, 4. 6), возникшей за 600 лет до Р. X. Основанием этой секты служил мистический культ Диониса — Загрея и последователи ее, занятые особенно спекулятивною теологиею, вели аскетический образ жизни (βίος Όρφικός). Учение их было направлено против гомеровской теологии вообще и против гомеровского представления о состоянии души за гробом в особенности и принадлежало к области пантеистических мировоззрений (см. Nägelsbach, nachhom. Theol. стр. 402 слл.). Секта эта приписывала О. установление множества очистительных обрядов и освящений, разного рода мистические сочинения, оракулы и т. п., одним словом, то, что появилось в этой секте гораздо позднее. Аристотель говорит, что подобного О. не существовало. Cic. de n. d. 1, 38. 107.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1160 | |
2 | 1147 | |
3 | 1011 | |
4 | 805 | |
5 | 720 | |
6 | 683 | |
7 | 667 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 619 | |
11 | 609 | |
12 | 580 | |
13 | 554 | |
14 | 547 | |
15 | 536 | |
16 | 536 | |
17 | 534 | |
18 | 523 | |
19 | 496 | |
20 | 493 |