Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - анисфельд борис израилевич (бер срулевич)

 

Анисфельд борис израилевич (бер срулевич)

анисфельд борис израилевич (бер срулевич) (2.10.1879, Бельцы, Бессарабия 4.12.1973, Уотерфорд, США) живописец, график, сценограф, скульптор, педагог. Родился в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую художественную школу у Г.Ладыженского и К.Костанди, в 1907 Петербургскую Академию художеств, где учился сначала у И.Репина, затем у Д.Кардовского. Начало известности А. связано с рисунками в политических сатирических журналах «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон» и др., но в те же 1900-е он преимущественно занимался живописью (библейские сцены, портреты, натюрморты), которые воспроизводились в журналах «Золотое руно», «Мир искусства», «Столица и усадьба». С 1903 выставлялся на отчетных выставках Академии художеств и Союза русских художников. С 1906 выставлял свои работы за рубежом: в Париже был участником выставки русского изобразительного искусства, организованной С.Дягилевым, действительный член Осеннего салона, В дальнейшем выставлялся в Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальмё. В 1910 вошел в объединение «Мир искусства» и выставлялся до 1917 на всех его выставках. В 1907 оформил свой первый спектакль «Свадьба Зобеиды» Г.Гофмансталя (реж. В.Мейерхольд). В 1909-11 по эскизам Л.Бакста создал декорации для некоторых постановок Русских сезонов Дягилева отсюда бытовавшая легенда об А. «тени» Бакста. В 191214 оформлял спектакли для заграничного турне А.Павловой («Прелюды» Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» А.Спендиарова), для лондонских выступлений В.Нижинского («Видение розы» К.М.Вебера), для хореографа М.Фокина («Исламей» М.Балакирева в Мариинском театре, «Садко в подводном царстве» балет на муз.Н.Римского-Корсакова в Русских сезонах и в Мариинском театре, «Египетские ночи» А,Аренского). В августе 1917 по инициативе американского импрессарио выехал в США (через Сибирь, Японию, Канаду) ив 1918 поселился в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась выставка из 200 работ А.

, созданных в России. После ее огромного успеха совершил с выставкой двухгодичное турне по США. Персональные выставки А. состоялись в США в 1924, 1926, 1928. Участвовал в выставках русского искусства в Париже (1921), НьюЙорке (1923), Филадельфии (1932); в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде (1924-25): в Международных выставках в Питсбурге, Чикаго, Бостоне (192527): награжден золотой медалью за картину «Испания» на выставке в Филадельфии (1926).

В 1919-27 работал как сценограф в американских театрах, главным образом, в нью-йоркском «Metropolitan Opera»: «Мефистофель» Ф.Бойто (1920), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж.Массне (1924); последняя работа «Турандот» Дж.Пуччини (1927) осталась неосуществленной (в музее театра хранятся эскизы). Для Чикагской оперы оформил спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.

Прокофьева (1921, 1-я постановка в США), для балетной труппы М.Мордкина балеты «Азиада» и «Ярмарка» на музыку Ф.Листа, А.Глазунова и др. В 1928 переехал в Чикаго, преподавал здесь в Институте искусств (1929-57). В 1933 после самоубийства жены переехал в штат Колорадо, создал «Школу живописи Анисфельда» (гл. обр, работая с учениками на пленэре). После перерыва возвратился к станковой живописи, порвав навсегда с театром. Регулярно выставлялся в крупнейших выставочных залах США, собирая восторженную прессу. Последние крупные выставки: «Театральный дизайн Анисфельда» в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне (1971). В последние годы А. жил затворником в хижине в «Скалистых горах», куда периодически приезжали его ученики.

Картины и эскизы театральных работ А. в России хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее Большого театра, Театральном музее им.А.Бахрушина, в картинной галерее Перми и др. Театральные работы А. выставлялись в Москве и Ленинграде на выставках, посвященных русскому театрально-декорационному искусству в 1960-80-е, на выставках из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (1991, 1994).

Выставка эскизов костюмов и театральных декораций А. из американских музеев и частных собраний (совм. с музеями России) состоялась в 1994 в Петербургском музее театрального и музыкального искусства. В Вашингтоне, по сведениям Н.Лобанова-Ростовского, значительная часть работ А. хранилась в подвале, где они сильно пострадали от сырости; к сожалению, их не пытались реставрировать. После смерти А. его дочь Мара передала большую часть работ отца в дар Публичной библиотеке Нью-Йорка. Несколько ранних работ маслом купил у Мары в 1984 известный коллекционер Р.Шепард: после реставрации он выставил их в своей галерее в Нью-Йорке: выставка пользовалась успехом. С ранних лет А. признанный колорист, в этом он проявил себя как один из самых выдающихся художников современности. Эмоциональное воздействие цветом в живописи и сценографии А. всегда подчеркивалось критиками: «алхимик цвета» оценка искусства А. в американских художественных кругах. «Живопись это симфония цвета», повторял А. ученикам. Искусство А., от ранних до поздних работ, типичное воплощение идей символизма в мировом изобразительном искусстве, об этом говорят даже названия его работ («Контраст», «Мистики». «Мечтания», «Судьба» и т.п.): специфичен и творческий процесс художника: долгие годы он работал только при свечах, считая, что лишь таким способом можно передать мистические оттенки цвета. В 1940-60-е А. разрабатывал евангельские темы в живописи и частично в скульптуре. Вместе с тем изысканное искусство А., лишенное экзальтации, поэтично и конкретно; оно оставалось традиционно-реалистическим, приближаясь, в своей философской задаче, скорее к Врубелю и работам мирискусников, чем к иррационализму символистов европейской школы. По мнению Н. Лобанова-Ростовского, работы А. последних лет «напоминали смесь Филонова с Врубелем». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):