Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - архипенко александр порфирьевич

 

Архипенко александр порфирьевич

архипенко александр порфирьевич (30.5.1887, Киев 25.2.1964, Нью-Йорк) скульптор. Сын профессора Киевского университета, инженера и изобретателя П.А.Архипенко, внук иконописца. В 1902 поступил в Киевское художественное училище: в 1905 отчислен за критику учителей.

Посетил в 1906 Москву, сблизился с М.Ларионовым и др. молодыми живописцами, участвовал в выставках. С 1908в Париже, поселился на Монпарнасе, колонии художников «La ruche» («Улей»). Недолго занимался в Академии изящных искусств. С 1910 его произведения появлялись на парижских выставках (в 1910-14 в Салоне независимых, в 1911-13 ив 1919 на Осеннем салоне).

В 1912 вступил в группу «Золотое сечение» и открыл свою школу, пропагандируя собственные открытия и достижения новейших течений в искусстве. Годы 1-й мировой войны провел в Ницце. Как скульптор А. начинал со статуй и групп с несколько утрированной гротескной выразительностью; до 1911 его работы отличались компактными обобщенными объемами, центрической композицией, кубистической огранкой форм («Сюзанна», 1909; «Поцелуй» и «Сидящая женщина», 1910; «Задрапированная ню», 191 1).

Однако со временем его все более стали занимать проблемы пространства и динамики, появились танцующие, жестикулирующие обнаженные фигуры («Композиция с фигурами», 1912; «Танец», 1912; «Боксерский матч», 1913 и др.). Широко вводил в свои работы «отрицательный объем», когда не выпуклость, а вогнутость строила скульптурную форму. Для небольших бронзовых статуй А.

характерны вытянутые пропорции, плавность и легкость силуэтов, сквозные прорывы, проемы, напряженные изогнутые плоскости («Женщина, причесывающая волосы», 1915: «Стоящая ню», 1916 и др.). Под воздействием художественных импульсов кубизма интерес А. привлекли пограничные сферы, где объем и пластика активно взаимодействовали с цветом и рисунком («скульптоживопись»): «Медрано П», 1913; «Купальщик», 1915: «Гондольер» и др. Использовал стекло, дерево, металл, папье-маше, клеенку, считал, что продолжает мировые традиции полихромной скульптуры. В 1921-23 А. жил в Берлине, где руководил школой. Женился на Ангелине Бруно-Шмиц. В 1923 переехал в Нью-Йорк (американское гражданство получил в 1929). Продолжая пластическо-динамические эксперименты, изобрел в 1924 специфический вид искусства под названием «Архипентура» (запатентован в 1927): аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов.А. стремился отобразить «ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической живописью», «Архипентура, писал он в одноименной статье-манифесте, есть конкретное соединение живописи с временем и пространством», Произведение А. предвосхитило кинетическое искусство 2-й половины XX в. В дальнейшем в искусстве А. нарастали неоклассические тенденции, проявившиеся как в статуях «Стоящая обнаженная», 1925: «Диана», 1925; «Грация», 1930, так и в рисунках. Продолжая считать себя российским художником, А. представил свои работы на 1-ю русскую художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922); выставлялся в Бруклине (Выставка русской живописи и скульптуры, 1923), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства, 1933). В 1927 подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство». Работы А. экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства (АНУМ), созданной во Львове в начале 1930-х. Львовскому Национальному украинскому музею А. подарил в 1934 бронзовый отлив скульптуры «Ма Раздумье» (в 1952 эта и другие работы А. были изъяты, уцелело несколько рисунков). «Ма Раздумье» была лучшей из трех композиций А" две других «Ма Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» ласкательное сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху А. предпослал лирическое посвящение: «каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке; каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность». Любовь А. к украинской национальной культуре нашла выражение в установленных в 30-е в Кливленде памятниках-бюстах Тараса Шевченко, князя Владимира, Ивана Франке. Еще один бюст Шевченко (1935) А. подарил Институту искусств в Детройте. Всего в США состоялось 15 0 его персональных выставок.А. основатель ряда художественных школ в США, самая известная из них в Нью-Йорке. А. преподавал также в университетах и институтах, выступал с лекциями. Соч.: Архипентура. К истории международных связей ГМНЗИ. М" 1978. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):