Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - евфросиния (предслава)

 

Евфросиния (предслава)

евфросиния (предслава) Евфросиния (Предслава дочь князя полоцкого Святослава-Георгия Всеславича (родился около 1100 г., умер между 1173 и 75 годами). Молодой девушкой Евфросиния отказалась от мирских благ и, тайно уйдя из дома, без согласия родителей приняла постриженье. Евфросиния стала выразительницей и отчасти виновницей сильного религиозного движения в стране. Основанные ей два монастыря стали центром полоцкого монашества и метрополией новых монастырей. Евфросиния была, по-видимому, в живом духовном общении с Византией. Уже в преклонном возрасте она предприняла паломничество (по преданию) в Иерусалим или (по мнению В. Данилевича) в Киев, во время которого и умерла. До 1910 г. ее мощи покоились в Киеве, куда, по преданию, около 1186 г. были перенесены из палестинского монастыря св. Феодосия Киновиарха. Когда Евфросиния в своем краю стала знаменем православия и русской народности, католики и униаты фальсифицировали предание и придали Евфросиние облик правоверной католички. "Житие" Евфросинии есть в "Великих Четьих Минеях" Макария; живость "Жития", обилие в нем биографических черт и остатков старинного языка заставляют в основе его видеть старинный источник. "Житие" использовано и католиками; в частности по нему даны сведения об Евфросинии в "Acta Sanctorum". Память Евфросинии 23 мая. Ср. "Степенная книга", 1, 264 82, "Памятники старой русской литературы", IV, 172 86, "Очерк и описание церквей и достопамятной Полоцкой епархии" Сапунова (3 редакции "Жития"). Биографии Евфросинии: В. Данилевич "Очерк истории полоцкой земли до конца XIV в."; К. Говоренко "Вестник Юго-Запада России" (1863, 11 12); иеромонах Сергий "Памятники князей Витебской губернии" (1864); Е. Лихачева "Материалы для истинно женского образования в России" (Санкт-Петербург, 1890); "Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая" ("Церковные Ведомости", 1909, № 27); Ф. Титов "Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая" в "Трудах Киевской Д. А." (1910, V). У Титова рассказана история полоцких ходатайств о перенесении мощей Евфросинии, и в примечаниях даны библиографические указания. О перенесении мощей в Полоцк старца М. Митроцкого под разными заглавиями, но с общим подзаголовком ("Из дневника миссионера очевидца") в "Киев. Епархиальные Ведомости" (1910, № 18 21, 23, 25 26). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):