Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - евлогий георгиевский

 

Евлогий георгиевский

евлогий георгиевский (в миру Георгиевский Александр Семенович) (10.4.1868, с. Сомово, Одоевского у., Тульской губ. 8.8.1946, Париж) церковный и общественный деятель, Е. родился в семье бедного приходского священника. В 1877-82 учился в Белевском духовном училище, а в 1882-88 в Тульской духовной семинарии. В это время он увлекся литературой, библеистикой, вопросами морали, пастырства, помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской духовной академии. Во время обучения в академии Е. находился под духовным влиянием ее ректора архимандрита Антония Храповицкого. В 1895 постригся в монашество, в сане иеромонаха стал преподавателем Тульской семинарии. В 1895-97 работал инспектором Владимирской духовной семинарии, затем посвящен в сан архимандрита и назначен ректором Холмской семинарии в Галиции уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью (частыми православно-униатскими конфликтами).

В 1902 назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции. После выхода 17.4,1905 указа о свободе совести ведущий деятель сопротивления католической экспансии на Холмщине, где вероисповедная распря тесно переплеталась с национальной, а экономическое воздействие католиков соседствовало с практикой открытого насилия.

Лично ходатайствуя перед императором и обер-прокурором Синода К,По6едоносцевым, добился выделения Люблинской и Седлецкой епархий в самостоятельную Холмскую епархию; был назначен ее епископом, Во время революционных событий 1905 Е. противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций; разрабатывал проект выделения Холмщины в самостоятельную губернию, который не нашел поддержки у С.Витте, но безусловно приветствовался П.Столыпиным. В 1907 избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной думы, примыкал к фракции националистов, выступая как против смертной казни, так и против террора, захлестнувшего империю, а также за радикальную земельную реформу на Холмщине, направленную против малоземелья и жестокой эксплуатации местных крестьян польскими магнатами. В 1912 стал архиепископом Холмским. В 1914 назначен архиепископом Волынским. С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях, После Февральской революции и отречения императора Е. подвергался травле как «черносотенец» и «старорежимник» со стороны т.н. «социал-диаконов» и «социал-псаломщиков» низшего холмского духовенства. Тем не менее созванный епархиальный съезд Холмщины высказал полную поддержку своему архиерею, Летом 1917 принял участие в работе открывшегося в Москве Всероссийского Предсоборного присутствия (в числе семи архиереев по выбору). 16 августа после литургии состоялось открытие Церковного Собора (в храме Христа Спасителя). Е. был избран председателем отдела «Богослужения, проповедничества и церковного искусства»; непосредственно он занимался выработкой богослужебного устава, Однако его проект реформ в этой области не получил одобрения председателя Соборного президиума митрополита Тихона (Белавина), который хотел сближения церкви со старообрядцами, не допускавшими никаких изменений в этой области.

5.1 1.1917 состоялось избрание патриарха. Накануне Е. совершал службу в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, где молились члены Собора. 13 ноября по благословению патриарха Тихона он совершил заупокойную службу по убитым большевиками юнкерам. После интронизации патриарха в числе прочих был выбран в члены Патриаршего Синода. После окончания сессии Собора Е.

отправился в Киев и принял участие в борьбе за «единую и неделимую Русскую Церковь» против украинских автокефалистов. После занятия Киева Петлюрой он вместе с митрополитом Антонием был арестован в Киево-Печерской Лавре и в сопровождении католического патера депортирован в униатский базиликанский монастырь в городе Баучаг, в который затем были перепровождены и другие арестованные православные клирики и архиереи. После поражения украинских сепаратистов Е. и митрополит Антоний были вновь арестованы уже польской властью и отправлены во Львов; определены на поселение к известнейшему униатскому деятелю митрополиту Андрею Шептицкому, который не только радушно принял русских архиереев, но и приложил немало усилий для их освобождения. По его совету и при его участии они составили и передали через французского агента во Львове петицию премьер-министру Франции Ж.Клемансо с просьбой о своем освобождении. Получив свободу, они были через Буковину и Константинополь переправлены в августе 19 19 к генералу Деникину в Екатеринодар.

После непродолжительного пребывания в разных городах Юга России Е. ввиду развернувшегося наступления большевиков, эмигрировал на корабле «Иртыш» в Константинополь, затем переехал в Белград и, наконец, обосновывался в городе Сермские Карловцы; испросил согласия сербского патриарха на переезд сюда Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с митрополитом Антонием.

В 1920 ВЦУ назначило Е. управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном), Е. занялся организацией церковной жизни во вверенных ему приходах, принял участие в экуменической Женевской конференции, организованной американской епископальной церковью.

В мае 1921 на объединительном съезде русских монархистов в Рейхенгалле (Германия) он вошел в Высший монархический совет, а позднее был избран заместителем председателя совета. Осенью 1921 Е, принял участие в работе Всезаграничного Церковного Собора в Карловцах, на котором, несмотря на монархические воззрения, выступил сторонником полного отделения эмигрантской церкви от политических воззваний и отказался подписать промонархическое воззвание Собора. 17.1.1922 указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита, а 22 мая получил патриарший указ о расформировании ВЦУ ввиду его политических деклараций и подчинении всех зарубежных приходов Е. под временную юрисдикцию патриарха при поручении представить соображения о порядке управления названными церквами, В 1923 с согласия Е. был принят новый устав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), передававший основные полномочия по управлению зарубежной церкви Собору и архиерейскому Синоду РПЦЗ, Тем не менее в 1924 Е. заявил, что признает за Собором лишь «моральное», а не судебно-административное право в отношении себя. Он также оповестил о непризнании «Карловацкого учреждения» законной канонической властью над своей епархией. Данные действия были восприняты большинством русских архиереев за границей как раскол Зарубежной церкви. В 1927 они прервали общение с Е. и временно запретили ему совершать священнослужение. Это решение он также отказался признать. В том же году Е. и его духовенство приняло требование митрополита Сергия (Страгородского) дать подписку о «лояльности» советской власти, правда с оговоркой, что термин «лояльность» означает аполитичность.

Это вызвало массу протестов со стороны видных деятелей российской эмиграции, в том числе и барона Врангеля, и одновременно привлекло к Е. целый ряд левых и либерально мыслящих эмигрантских философов. Несмотря на обещание «лояльности», в 1930 Е. принял участие в Лондоне (по приглашению архиепископа Кентерберийского) в молениях о страждущей Русской церкви и 11 июля этого года был уволен митрополитом Сергием от управления Русской церковью в Западной Европе.

Будучи «запрещенным» как Москвой, так и «карловцами», Е, обратился за помощью в Константинополь, перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Даже после личного примирения с митрополитом Антонием в 1934 и непосредственного участия в попытках объединить русскую церковную диаспору сербского патриарха Варнавы Е. и созванное им епархиальное собрание западноевропейской епархии отказалось подписать в 1935 компромиссное решение о церковном единстве, С начала 2-й мировой войны и оккупации Европы немецкие власти делали попытки переподчинить приходы Е, «правому» архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Во время оккупации Парижа Е., возмущаясь геноцидом евреев, в своих проповедях говорил на общехристианские темы веры и благочестия. Отечественную войну Е. переживал как «всенародный подвиг спасения Родины». Патриотические настроения привели его к мысли о возвращении в юрисдикцию Московской патриархии. Осенью 1945 он написал ходатайство о воссоединении с Московским Патриархатом и 11.

9.1945 получил соответствующий Указ патриарха Алексия (Симанского). Одновременно он дважды обращался в Константинополь с просьбой о разрешении вернуться в юрисдикцию Московской патриархии; ответа из Константинополя не последовало, и поэтому он до конца жизни оставался и именовался экзархом Вселенского патриарха. В то же время и Московский патриархат считал его своим экзархом, «Уклон» Е. к Москве вызвал упорное сопротивление его паствы, не разделявшей отношение своего иерарха к «советской церкви». В последние месяцы жизни Е. также испытывал разочарование от реальных контактов с представителями Московской патриархии. Е. был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В его отпевании и похоронах принимали участие представители всех ветвей русского православия за границей, а также представители Московской патриархии, После смерти Е. некоторые его приходы перешли под юрисдикцию Москвы, основная же часть остается в подчинении Константинополя. В настоящее время это небольшое русское викариатство Константинопольского патриарха с центром в Париже. В историю русского православного зарубежья Е. вошел как «собиратель» либеральнофилософского направления русской церковной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели т.

н. «русского религиозного возрождения»: О.Сергий Булгаков, Н.Бердяев, С.Франк, Н.Лосский, Г.Федотов, А.Карташев, Г.Флоровский, В.Зеньковский, П.Струве и др., которым импонировала аполитичность и «либерализм» митрополита. Он являлся создателем Парижского Богословского института, первого высшего духовного заведения русской эмиграции, профессорами которого являлись самые известные ученые, философы и богословы зарубежья.

При его непосредственном участии было организовано т.н. «Христианское движение», объединившее русскую религиозную молодежь, находившуюся под духовным влиянием и пользующуюся материальной поддержкой Всемирного христианского союза молодых людей (поэтому движение не было принято православными традиционалистами, видевшими в нем влияние «жидо-масонов»).

Из движения вышло знаменитое братство «Православное дело», созданное известнейшей русской монахиней и поэтессой, матерью Марией (Скобцовой), погибшей в гитлеровских лагерях.Е. основатель новых храмов и приходов во Франции (в том числе знаменитого Сергиевского Подворья), в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии и Швейцарии. Он также известен активной экуменической деятельностью, в частности, участием в Женевской конференции христианских вероисповеданий (1920), Ламбетской (1930), Лозанской (1927), Эдинбургской (1937), а также ряда др. экуменических конференций, положивших начало созданию Всемирного совета церквей. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):