Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - христа спасителя храм в москве

 

Христа спасителя храм в москве

христа спасителя храм в москве поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812. Построен в 1837-83 по проекту архитектора К.А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Ф.А. Бруни, К.Е. Маковский, Ф.П. Толстой, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов и др. На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат. В четырех малых арках: св. Роман Рязанский в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат группа "Явление Архангела Иисусу Навину", на углах: справа Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом. На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа св. ап. Андрей Первозванный. Слева св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа работы Рамазанова. По углам сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина. В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона. В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками.

Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, "темпль сатаны Ульянова-Ленина". "Темпль" еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн. По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):