Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - изгоев александр соломонович

 

Изгоев александр соломонович

изгоев александр соломонович (наст. фам. и имя Лянде Арон) (11.4.1872, Ирбит 11.6.1935, Хаапсалу, Эстония) публицист. Отец учитель Виленского раввинского училища. В 1889 И. окончил ирбитскую гимназию и поступил на медицинский факультет Томского университета, но вынужден был оставить учебу из-за участия в марксистских кружках. С 1894 изучал общественные науки за границей. По возвращении в Россию обучался на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1900).В 90-е начал политическую деятельность как легальный марксист, позднее социал-демократ. Еще студентом сотрудничал в журналах «Новое слово» (1987), «Жизнь» (с 1899), «Образование», в газете «Южное обозрение». Разочаровавшись в марксизме, И. попытался найти сторонников в либеральных кругах русской интеллигенции. С 1902сотрудник либерального еженедельника «Южные записки»; в 1904-5 стал заведующим редакцией и редактором отдела журнала. Он выступал одним из организаторов Союза освобождения, с 1905 руководил его Одесской группой. В декабре 1905, спасаясь от еврейских погромов, переехал в Петербург. На 3-м съезде партии кадетов в апреле 1906 был избран в состав ЦК, к правому крылу которого принадлежал до 1918.С 1906 сотрудник общественно-политических журналов «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Без заглавия», газет «Речь» (ЦО партии кадетов), «Дума». С 1910 возглавлял политический отдел журнала «Русская мысль». В 1906 появился первый научный труд И. «Общинное право. Опыт социально-юридического анализа общинного землевладения как института гражданского права». В этой работе община была подвергнута скрупулезному исследованию с точки зрения исторической обусловленности и уровня правового развития современного общества.

В 1909 И. опубликовал в сборнике «Вехи» статью, посвященную анализу мировоззренческих основ интеллигенции. Впоследствии он развил свои идеи в сборнике «Из глубины» (1918). В 1912 вышло подготовленное им исследование жизни и деятельности П.Столыпина. Февральскую революцию И. воспринял пессимистически. Он оценивал культурный уровень подавляющего большинства российского социума как довольно низкий, что не могло позволить обществу перейти от авторитаризма к республиканской форме правления, к демократическим свободам.

Именно поэтому И., в отличие от многих видных деятелей кадетской партии, не вошел ни в одну из государственных структур и продолжал публицистическую и общественную деятельность. В мае-июне 1917 он выступил одним из учредителей «Лиги русской культуры», а на страницах газеты «Речь» появлялись его статьи, в которых резкой критике подвергалась деятельность социалистических партий, в первую очередь большевиков.

На 8-м съезде кадетской партии (май 1917) выступил против правительственной коалиции с социалистами. После Октябрьской революции занял антисоветскую позицию. В ноябре 1917 И. вместе с А.Тырковой организовал выпуск газеты «Борьба», в которой открыто призывал к вооруженному сопротивлению диктатуре пролетариата. Неоднократно подвергался арестам, ссылкам, тюремному заключению: с ноября 1918 по январь 1919 находился на окопных работах в Вологде, возвращен по ходатайству Союза писателей, в частности, М.Горького; с начала 1921 в Ивановском концлагере, Освободившись из заключения, работал в Публичной библиотеке, печатался в сборниках «Утренники», «Парфенон», выступал с лекциями, основное содержание которых сводилось к анализу «веховского» наследия, «Смена вех» и т.

д. В августе 1922 И. вновь был арестован и вскоре с группой известных российских ученых и общественных деятелей выслан за границу. До конца 20-х И. проживал в Праге, где состоял в Союзе русских писателей и журналистов; публиковался в различных эмигрантских изданиях журналах «Хозяин», «Русская мысль», «Студенческие годы», газетах «Возрождение», «Россия и славянство», «Руль».

Особое внимание он уделял политической и культурной жизни в Советской России. Вел раздел «Советский жемчуг» в газете «Руль». В 1923 в «Архиве русской революции» опубликовал воспоминания о времени, проведенном в Советской России. Считал кооперацию такой формой объединения, которая «не может ставить своей задачей социалистическое... преобразование общества», Его тезис «социализм означает смерть кооперации» породил бурю протеста со стороны леворадикальной прессы. И. активно откликался на события эмигрантской жизни, подробно освещал деятельность научных эмигрантских центров: Экономического кабинета профессора С.Прокоповича, Экономического семинара академика П.Струве (где И. выступал с аналитическими докладами по истории общины), Института изучения России. Обобщенное представление о русском зарубежье содержится в работе И. «Рожденное в революционной смуте», где рассматриваются русские политические силы в эмиграции, анализируется крах правых и левых идеологий, а также дается оценка евразийскому течению.

По мнению И., евразийцы вложили «много духовных сил» в обоснование формулы «Россия особый мир» как с географической, антропологической, лингвистической, так и с исторической и социологической точек зрения. Заслугу евразийцев И. видел в том, что они «возродили русскую консервативно-националистическую мысль». В начале 30-х И. выехал в Эстонию, где провел свои последние годы, продолжая публицистическую деятельность (в частности, сотрудничество в рижской газете «Сегодня»), .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):