Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - лядовы (семейство музыкантов)

 

Лядовы (семейство музыкантов)

лядовы (семейство музыкантов) Лядовы семейство музыкантов. 1) Александр Николаевич (1818 1871). Был дирижером балетного оркестра Императорских театров (1847 1871). Написал музыку балетов "Пахита" и "Сатанилла". 2) Брат его, Константин Николаевич (1820 1868), был с 1850 г. дирижером русской Императорской оперы в Петербурге. Его сочинения в русском народном (не вполне выдержанном) характере фантазия для хора и оркестра на народную песню "Возле речки, возле мосту" (русские песни, танцы) пользовались в свое время известностью. 3) Сын его, Анатолий Константинович (1855 1914) замечательный композитор. Театральная артистическая среда, свободный доступ за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась под руководством отца настолько, что 9 лет от роду он написал 4 романса. Окончил курс в санкт-петербургской консерватории, где занимался у Ю.И. Иогансена (гармония, контрапункт, фуга) и у Н.А. Римского-Корсакова (оркестровка и свободное сочинение). Его экзаменационная работа заключительная сцена из "Мессинской Невесты" Шиллера не утратила и поныне интереса. Знакомство с балакиревским кружком и особенно общение с Балакиревым , очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу. Еще во время ученья в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки , к стилю которого он примыкает в своих собственных сочинениях. Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым, Бородиным и Кюи в сочинении фортепианных "Парафраз" на детскую тему obligato, а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете "Именины" (одна часть), "фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки ("Bodinage"), квартетной сюите "Пятницы" (мазурка, сарабанда, фуга).

Был профессором санкт-петербургской консерватории по классу свободного сочинения. Его курс гармонии, основанный на лекциях профессора Иогансена, переработан и систематизирован Римским-Корсаковым в его учебнике. В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым и Римским-Корсаковым, сделался руководителем основанных М.П. Беляевым музыкального издательства, русских квартетных вечеров и симфонических концертов, выступая в последних и дирижером.

После смерти Беляева, учредившего попечительный совет для заведования основанным им музыкальным делом, Лядов, вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым, состоял членом этого совета. Лядов написал сравнительно немного (около 75 отдельных opus´ов), но все, им написанное, значительно, многое же представляет собою шедевры искусства. Большая часть его сочинений написана для фортепиано: "Бирюльки", "Арабески", прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки, баллада "Про старину", "Идиллия", "Марионетки", "Музыкальная табакерка" (особенно популярная), баркарола, канцонетта, 3 канона, 3 балетных пьесы, вариации на тему Глинки и на польскую песню.

Все это изящные миниатюры, отличающиеся ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии, хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях и Скрябина , не заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве.

Глубокое знание последнего сказывается и в его вокальных миниатюрах прелестных песенках на народные слова, и в его высокохудожественных обработках русских народных песен. Он издал несколько сборников их для голоса соло, с сопровождением фортепиано, и для вокального квартета. Три сборника "120 песен русского народа" представляют обработки песен, собранных песенной комиссией при Императорском Русском Географическом обществе. В высшей степени замечательна его оркестровая обработка восьми русских песен, сведенных в сюиту; ее отличительные черты счастливый выбор тем, остроумие и богатство фантазии в их варьировании, характерная гармония и контрапунктические подробности, колоритная, тонкая инструментовка. К более ранним оркестровым сочинениям скерцо, "Сельская сцена у корчмы" (Мазурка) и к двум полонезам (одному памяти Пушкина , другому А.Г. Рубинштейна ), относящимся к среднему периоду творчества Лядова, прибавился в последние годы ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора". Особняком стоит фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов. Лядов скончался в полном расцвете таланта. см. Н.А. Римский-Корсаков "Летопись моей музыкальной жизни" (СПб., 1909); А.Н. Римский-Корсаков "А.К. Лядов" ("Северные Записки" 1914 г.). Гр. Тимофеев. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):