Исторический словарь - мильштейн натан миронович
Мильштейн натан миронович
мильштейн натан миронович (18.12.1904, Одесса 21.12.1992, Лондон) скрипач. Уже в раннем детстве обнаружилось незаурядное музыкальное дарование мальчика, что позволило родителям обратиться к известному педагогу профессору П.Столярскому. Под его руководством юный музыкант сделал столь значительные успехи, что через три года занятий Столярский направил его в Петербургскую консерваторию. В 1914 после прослушивания М. поступил в класс профессора Л.Ауэра, ученики которого {М.Эльман, Е.Цимбалист, М.Полякин, Я.Хейфец) добились всемирного признания. Оттачивая виртуозное мастерство юного М. развивая его природную индивидуальность, Ауэр прививал ему навыки правдивой интерпретации произведений, воспитывал музыкальный вкус и исполнительскую культуру. Первые публичные концерты М. состоялись в 1920: он дебютировал в Одессе, где исполнил с симфоническим оркестром скрипичный концерт А. Глазунова под управлением автора. В память о блестящем исполнении растроганный композитор преподнес 16-летнему артисту свой фотопортрет с теплой дарственной надписью. Вскоре состоялись и сольные концерты скрипача в Одессе, Харькове и Киеве. Здесь он познакомился с семьей талантливых музыкантов братом и сестрой Горовиц, Регина стала его постоянным аккомпаниатором и сопровождала скрипача во всех его многочисленных поездках по России. С 1923 М. стал выступать вместе с В.Горовицем, в то время выпускником Киевской консерватории. По воспоминаниям современников и отзывам прессы, их исполнение сонат Бетховена и Брамса, Грига и Франка покоряло романтической вдохновенностью, необычайной виртуозностью, художественным совершенством и тонкостью. Состоявшийся в 1925 парижский дебют М. и последовавшие затем гастроли по многим европейским странам принесли ему славу одного из самых блистательных скрипачей-виртуозов. В его дальнейшем творческом формировании важную роль сыграли занятия в Брюсселе с прославленным скрипачом Эженом Изаи (1926) и многочисленные совместные выступления в трио с В.Горовицем и Г.Пятагорским. В сезоне 1928/29 по приглашению знаменитого американского дирижера Л.Стоковского М. впервые выступил с Филадельфийским симфоническим оркестром, и вскоре с Нью-Йоркским филармоническим, вызвав бурный восторг публики. В это время музыкант поселился в США, но продолжал активно концертировать по всему миру. В годы 2-й мировой войны артист постоянно выступал в воинских частях, давал концерты в пользу раненых и семей погибших на фронтах. После войны М. много выступал в Европе. Особенно значителен был его вклад в музыкальную жизнь Франции: показательно, что много лет спустя, в 1968, артист был награжден орденом Почетного легиона.
Уже в начале 1930-х в манере скрипача, наряду с феноменальной виртуозностью, буквально ошеломлявшей слушателей, критики отмечали чуткость в восприятии стиля произведения, убедительность передачи авторского замысла, бурную эмоциональность, контролируемую незаурядным интеллектом. При этом в его игре подчеркивались и особая теплота, сердечность высказывания, властный волевой ритм, насыщенность звучания инструмента.
С годами арсенал выразительных средств М. еще более расширился. Тонкий вкус, великолепное чувство формы произведения помогали ему создать законченное художественное впечатление. Глубокое же проникновение в сокровенные тайники человеческого сердца создавало ту особую наполненность, жизненность музыкальных образов, которой стало отличаться искусство зрелого художника. Еще в России репертуар М. включал, наряду с крупными сочинениями И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, И.Брамса, П.Чайковского, множество виртуозных пьес Н.Паганини, Г.Эрнста, Г.Венявского. Позднее все большее место в репертуаре М. стали занимать сочинения старых мастеров, а также концерты, сонаты и миниатюры современных авторов. Исключительной по силе впечатления была его интерпретация, например, сонаты «Дьявольские трели» Дж.Тартини, Шести сонат и партит для скрипки соло Баха. В исполнении последних особенно покоряла способность артиста подчинить труднейшие технические проблемы высшей цели передаче глубины баховской мысли, жизненной силы его искусства. Как-то давая интервью, М. заметил: «Какую бы музыку я ни представлял слушателям, в моих программах всегда присутствуют два автора Бах и Паганини. Что касается Баха, например, то я не могу и мысли допустить, чтобы дать сольный концерт, не исполнив одного из его произведений. И хотя музыка их очень отличается по стилю, думаю, кроме Баха и Паганини нет других композиторов, которые бы столь волнующе и захватывающе писали для скрипки». Не случайно, по-видимому, на пороге 50-летия артист создал свои вариации «Паганиниана» для скрипки соло, где на теме Каприса № 2 4 Паганини дана как бы ретроспекция искусства великого артиста. Уникальное произведение скрипичной литературы, «Паганиниана» стала своеобразным «музыкальным памятником» родоначальнику виртуозно-романтического искусства, созданным одним из самых замечательных виртуозов XX столетия, .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2711 | |
2 | 1759 | |
3 | 1529 | |
4 | 1330 | |
5 | 1132 | |
6 | 1075 | |
7 | 1066 | |
8 | 1003 | |
9 | 929 | |
10 | 917 | |
11 | 908 | |
12 | 886 | |
13 | 812 | |
14 | 796 | |
15 | 795 | |
16 | 779 | |
17 | 779 | |
18 | 767 | |
19 | 763 | |
20 | 704 |