(20.11.1894, Куоккала, Финляндия 28.12.1956, Париж) живописец. Родился в семье музыкантов итальянского происхождения. Его дед, Цезарь П., итальянский композитор, автор многочисленных партитур к балетам, руководитель оркестра оперы в Париже и Лондоне, обосновался в Петербурге в 1857, писал музыку для императорских театров. Отец Альберт П. известный виолончелист. Начальное музыкальное и художественное образование П. получил в семье. Закончил театральную гимназию и поступил в Военную академию. В 1900-8 брал частные уроки рисования у И.Репина, затем, в 1910, поступил в академию Р.Жульена в Париже. В годы учебы увлекался кубизмом и фовизмом. В 1912-13 путешествовал по Италии, в 1913 возвратился в Россию. Полный энтузиазма и энергии, П. включился в работу художественного объединения Союз молодежи, участвовал в его выставках, сблизился с В.Татлиным, К.Малевичем, М.Ларионовым, Д.Бурлюком, В.Маяковским, В.Шкловским. На одной из выставок чрезмерное новаторство П. вызвало недовольство устроителей, что вынудило М.Матюшина объяснять членам жюри и публике работы П. наряду с произведениями Бурлюка, В 1913 П. познакомился и женился на художнице Ксении Богуславской. Вновь предпринял поездку в Париж, где выставил несколько своих работ в Салоне независимых вместе с Малевичем и Бурлюком. Живопись П: этого периода можно квалифицировать как фовистскую, несмотря на темную тональность, хотя постепенно он начинал склоняться к кубистским конструкциям. В 1914 сделал эскиз обложки футуристического альманаха «Рыкающий Парнас». В 1915 П. и Богуславская организовали в Художественном бюро Н.До6ычиной выставку «Трамвай «», где, помимо их работ, были представлены работы Малевича, Татлина, Моргунова, Экстер, Поповой, Розановой, Удальцовой. С 19.12.1915 по 19.1.1916 они провели Последнюю футуристическую выставку «0,10». К ее открытию была выпущена листовка с изложением художественного кредо организаторов, выступивших в противовес конструктивизму Татлина. Манифест был важен для понимания беспредметного мира; утверждение, что картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла, было вместе с заявлением Малевича одной из первых ясных деклараций самодовлеющей художественной формы.П. сыграл важную роль в организационном оформлении супрематизма. В январе 1916 он выступил в зале Тенишевского училища с лекцией «Кубизм футуризм супрематизм». В том же году на выставках «Товарищества независимых» и «Бубнового валета» экспонировал, наряду с жанровыми картинами и портретами («Скачки», «Парикмахерская», «Игроки в карты», «Автопортрет» и др.), беспредметные картины, близкие к произведениям Малевича. Правда, увлечение П. беспредметным искусством было «не только кратковременным, но и достаточно поверхностным» (Н.Хаджиев). Весной 1917 П. стал одним из учредителей союза «Свобода искусству». В 1918 преподавал в Свободных художественно-учебных мастерских в Петрограде. В 1918-19 принимал участие в оформлении улиц и площадей Города (Литейный проспект и Охта), работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома; принял участие в выставке «Русский пейзаж». В 1919 преподавал некоторое время в Витебском художественном училище, затем уединился в имении отца в Финляндии, где пробыл более года практически бездеятельно. Осенью 1920 П. переехал в Берлин; сблизился с Рихтером, Эггелингом, Дусбургом, Беллингом. Вошел в Ноябрьскую группу, объединявшую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине, провел персональную выставку в галерее «Der Sturm» (1921) и участвовал в Международной выставке в Дюссельдорфе (1922). Работал как иллюстратор, оформлял детские книги, например, С.Рафаловича «Марк Антоний. Трагедия» (Берлин, 1923). Много сотрудничал с театрами, рисуя эскизы костюмов и декораций; наиболее известны его эскизы костюмов для театров «Синяя птица» и «Карусель» (1921), «Возрождение» (1922), «Folies Вегдеге» (Париж, 1923), декорации и костюмы для турне в Аргентину театра «Douvan», для «Балладин оперы» (Прага, 1923). Участвовал в конференциях по проблемам современного искусства. В 1922 П. опубликовал в Берлине книгу «Современное искусство». В ней он дал анализ и резкую критику беспредметничества: «Вот в том-то и дело, что в русском беспредметничестве танцевали только первые вещи, только первые, вот тот Малевичев квадрат, еще несколько и затем ничего. Затем триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов»; «беспредметное конструирование [в России)... неизбежно должно было превратиться и превратилось в искусство аналитическое, в ряд опытов, простых и сложных. Примеры: работы Малевича, мои собственные того времени, Родченко, Розановой, Бруни и др.». Фактически в своей книге П. отвергал супрематизм. В том же году в лекции, прочитанной в Берлине, он назвал супрематические формальные достижения переходными и поверхностными и заявил о поддержке, с одной стороны, В.Кандинского, с другой П.Пикассо. Изменение художественного стиля во многом определило смену места жительства. В 1923 П. переехал в Париж. Как он позднее вспоминал, «в Париже я заново родился... Именно там я сформировался как художник». В Париже П. сблизился с Ф.Леже, А.Марке, А.0занфаном, Дж.Северини. Пройдя через увлечение конструктивизмом, кубизмом, дадаизмом, в середине 20-х он пришел к светлой и нежной импрессионистской живописи натюрмортам, интерьерам, парижским пейзажам. В Париже П. стал приверженцем фигуративной живописи, работал в стиле, напоминающем манеру Пьера Боннара и Эдуарда Вюйяра.П. был разносторонним художником, но прежде всего живописцем.
С 1924 выставлялся в салоне Тюильри, в 1928 участвовал в Международной выставке в Брюсселе и выставке «Современного французского искусства» в Москве. В 1925 состоялась его первая персональная выставка в галерее «Barbazanger» (Париж), где были представлены «Большой натюрморт» и «Большая ню». Вторая персональная выставка прошла в 1928в галерее Джорджа Бернхейма и имела большой успех. В 30-е П. выставлялся в основном во Франции, где он был популярен: персональные выставки в галерее Кастель (1933), галерее Ле Ниво (1937); отдельные работы представлены в салонах «Temps Presents» (193435), «Современные художники» (1936), в клубе архитекторов (1937).
В 1940-42 П. жил в Антибе, на юге Франции, вместе с супругами Делоне. В 1942 вернулся в Париж, где в 1943 устроил свою выставку в галерее Л.Карре. В 1946 он принял французское гражданство и вскоре стал кавалером ордена Почетного легиона. В послевоенный период П. вновь изменил манеру. В его поздних картинах отдельные черты предметов даны укрупненно и приблизительно, а цвета чистыми, без полутонов, плоскостями. Такая мозаичная структура создает изысканную колористическую гармонию, которая не вредит изобразительности («Оранжевое кресло», 1948; «Интерьер с пианино», 1949; «Пригород», 1953; «Пикник», 1954; цикл Арлекины, 1948-56 и др.). В 40-е П. получил международное признание. Его персональные выставки с успехом прошли в парижских галереях «Де Франс» (1947 и 1950), «Корд» (1953 и 1956); в Нью-Йорке (1949 и 1952) и Лондоне (1950). Он активно участвовал в международных выставках в Вене, Каире и Париже (1946), Питсбурге (1950), Турине (1953), Токио (1953 и 1955), Риме, Марселе, Провансе, Шартре и Мехико (1955-59). Умер художник в мастерской. Его мемориальные выставки состоялись в Париже (1956, 1958, 1959, 1966), Цюрихе (1960), Ницце, Амстердаме (1961), Турине (1962), Женеве (1964). Работы П. экспонировались также на выставках «После Гогена» (Варшава, 1959); «Русские художники парижской школы» (СенДени, 1960): «Пикассо и его друзья» (Страсбург, 1960); «французская живопись» (Москва, 1961): «Французская живопись в Женеве» (Женева, 1962) и др.
Представлен во многих музеях Европы и Америки, а также и России. .